Для тех, кто родился в СССР, странноватая фамилия – Кио звучит ностальгически и почти волшебно. Когда-то знаменитые иллюзионисты Эмиль Теодорович, а потом и его сыновья Эмиль и Игорь собирали полные залы. Среди достижений СССР, которым искренне аплодировал весь мир, достойное место занимали выступления цирковых артистов, которые не только заставляли восхищаться своим мастерством, но и приносили огромную прибыль государству. Зрители с восторгом смотрели на номера, когда в ящике «распиливали» цирковых красавиц, как «исчезали» люди на арене.
Житель Средней Ахтубы Сергей Никитович Рыбников (человек, который видел вещие сны) свое знакомство с популярным иллюзионистом – Эмилем Кио описывает следующим образом.
Это произошло в декабре 1945 года, во время его эвакуации в Омск. Попасть на представление известного артиста со своей труппой было трудно: в кассе билетов не было, их распределили по организациям. Когда друг отца подарил Сергею билет, он был просто счастлив.
Вот как описывает Сергей Никитович начало представления:
«Зал был полностью заполнен зрителями, многие стояли в проходах. Сцена – ярко освещена, зрительские кресла – в полутьме. Выход Кио в черном фраке и белой сорочке, с палочкой в руке вызвал шквал аплодисментов».
Иллюзионист показывал номер: на сцене стояло пять квадратных ящиков, которые Кио открывал по очереди, демонстрируя, что в них никого и ничего нет. Затем в один из ящиков садилась девушка. Крышку закрывали и обвязывали толстой веревкой. Кио касался ящика палочкой, веревки падали, и оказывалось, что внутри девушки нет. Нет ее и в остальных ящиках. Затем фокусник пригласил на сцену желающих поучаствовать в иллюзии. После недолгих колебаний по ступенькам поднялся Сергей. Он легко влез в ящик.
Вот как он описывает дальнейшие события: «Крышка закрылась - стало темно. Слышу, как ящик перевязывают веревкой, несколько раз переворачивают и останавливают. Я оказываюсь головой вниз. Голос Кио: «Как ты себя чувствуешь?» Отвечаю: «Хорошо». После этих слов мой ящик еще несколько раз перевернули. Через пару минут крышка откинулась – я вылез, и, сделав несколько шагов по сцене, начал спускаться вниз по ступенькам. И тут вдруг заметил, что штанина брюк порвана, и сквозь дыру видны белые кальсоны. Я невольно ахнул, а в зале раздался громкий смех. Остановившись, пытаюсь стянуть разорванные концы и вижу, что штанина разорвана до самого низа, целы только белые кальсоны. В голове проносится: как же я пойду по залу в разорванных брюках?! Решение приходит мгновенно: я быстро бегу за кулисы. При движении разорванные брюки развеваются, открывая на черном фоне белое белье».
Сидя за кулисами, на скамейке, заваленной костюмами, Сергей досматривал представление. После того, как все закончилось, к нему подошел Кио, одетый в простой серый костюм. Предложил ему осмотреть ящики, чтобы выяснить причину случившегося. Причина оказалась в шурупе, который выступал из стенки на полтора сантиметра. Как он так мог распороть брюки, никто не представлял. Естественно, фокусник чувствовал себя виноватым в произошедшем. Обещал принести отрез на брюки – английский бостон, который он привез с гастролей из Англии.
В тот вечер он пригласил Сергея к себе в комнату и расспросил, сколько ему лет, кто родители, где он работает. Предложил поработать учеником у него. Рассказал, что положение в труппе сложное: осталось всего семь девушек. Всех мужчин забрали на фронт. Попрощавшись, обещал за ответом на его предложение и отрезом на брюки прийти завтра к Рыбниковым домой.
На следующий день со свертком руках он стоял на пороге квартиры. Знакомясь с мамой Сергея, Кио вел себя очень просто. Не отказался от предложения раздеться, сесть за стол и отведать молоко с пирожками. За угощеньем он заметил:
-Вчера я обратил внимание, как свободно Сергей держится на сцене. Из него в будущем может получиться хороший артист. Вместе мы объездим все города Советского Союза и страны мира. Его имя будет написано на афишах рядом с моим. Ты согласен, Сергей?
Предложение звучало очень заманчиво, но Сергей решительно отказался. Кио еще сказал тогда, что впервые молодой человек отказался от его предложения. Ему было очень жаль.
Видимо, Эмилю Кио все-таки удалось набрать хорошую труппу. Спустя годы, в 1960 году его признали лучшим иллюзионистом мира.
Его бесспорным достижением считается то, что он сделал свои номера красочными яркими шоу, используя коверных и танцовщиц, общался со зрителями в необычной для того времени иронически-интеллектуальной манере. Одним из 'ноу-хау' иллюзиониста стали номера с использованием близнецов. Первым на эту роль был приглашен его брат Гарри, успешно работавший авиаинженером, которому для полного сходства с братом на 'Мосфильме' сделали специальный парик. Затем подходящие пары стали подбирать ассистенты Эмиля Теодоровича, в том числе и во время гастролей. Вокруг Кио ходили настоящие легенды. Многие верили, что он обладает сверхспособностями и обращались к нему с самыми невероятными просьбами. Легендарный иллюзионист выходил на арену буквально до последнего дня. Он скончался в 1969 году во время киевских гастролей. Игорь и Эмиль-младший долгое время успешно выступали, и об их жизни, особенно личной, ходили легенды. Для многих детей советской поры, когда не было интернета и столь разнообразного телевидения, походы в цирк с выступлением иллюзиониста Кио были похожи на сказку. Гас свет, звучала музыка и на арене начинались чудеса.