Найти тему

Размышления под музыку или полноценный спектакль? Обзор альбома Евгения Гришковца и «Бигуди» – «Кто здесь вспомнит нас?..»Автор:

Автор: Александра Скоробогатова

После 10 лет молчания писатель и драматург Евгений Гришковец и группа «Бигуди» выпустили новым альбом «Кто здесь вспомнит нас?..». Их творение включает всего четыре песни. 

«Письмо другу» вышла первой и сразу дала понять, что альбом говорит об острых социальных проблемах. 

«Давно не писал писем на бумаге. Ручкой. На бумаге…А теперь пишу. Пишу и отправляю… Что происходит со мной, с другом и с Родиной. Как мы дожили до этого?»

Очевидно, что речь идет о политических заключенных. В последнее время мы всё чаще слышим о них, пример тому Егор Жуков и его три года условно. Или «Седьмая студия», Кирилл Серебренников и обвинение в хищении 133 миллионов рублей, выделенных на театральный проект «Платформа». Но Гришковец не даёт нам никаких мнений, морали, ответов на поставленные вопросы. 

«Лирический герой — это не вполне я: это наш с вами современник, соотечественник, чувствительный и переживающий человек, остро переживающий, остро сомневающийся в том, что происходит, и не находящий никаких ответов. Я, как частный человек, имею какие-то ответы, но этим ответам не место в художественном произведении. Это моё частное, весьма скромное мнение о происходящем», — поделился Евгений Гришковец в интервью для «Colta».

Гришковец заставляет нас думать над его текстами
Гришковец заставляет нас думать над его текстами

Если не знать стиль Гришковца, при первом прослушивании альбома можно подумать, что все песни — это лишь размышления под музыку: текст не ритмизован, бесконечные повторы, отсутствие связного логического высказывания. Но стоит немного разобраться в творчестве драматурга: послушать несколько спектаклей, почитать его дневник, как сразу хочется поставить альбом на репит. Начинаешь проникаться каждым словом, каждым вздохом. Понимаешь, что прерывистые размышления лирического героя, повторы, запинки — всё это повествовательная манера, которая создаёт иллюзию приходящих и уходящих мыслей, тем самым всё больше погружая слушателя в заданную атмосферу. Такой стиль письма приближает автора к читателю, вызывает доверие. 

Песня — не театр. Здесь невозможно многогранно раскрыть тему. Нет ни ролей, ни костюмов, ни сценария. Но в тандеме Гришковца и «Бигудей» музыка и текст настолько сильно взаимосвязаны друг с другом и с идеей, что, сливаясь в одно целое, они в полной мере передают состояние некоего собирательного образа, неравнодушного к российской действительности. Гитарные риффы становятся громче и интенсивнее вместе с тем, как переживания лирического героя усиливаются. С тем как его мысли приходят, развиваются, прерываются. И мы, как бы незаметно для себя, встаём в его тапки и начинаем видеть мир через его очки. К сожалению, далеко не розовые. А если мы видим мир глазами переживателя, зачем нам декорации и костюмы? Мы и так знаем всё, что происходит в его душе и как он реагирует на явления действительности. За каждый четырехминутный мини-спектакль мы проживаем жизнь. Жизнь другого человека.

Такого эффекта Гришковец и группа «Бигуди» добились путём отклика сердца Гришковца на музыку. Максима Сергеева, лидера «Бигудей» – на слова. Такой симбиоз в работе у них с самого первого совместного альбома «Сейчас», выпущенного в 2002 году.

Видео к этой песне снял Дмитрий Бабак, руководитель Медиа-Лаборатории «Resonant arts». Перед нами появляются разные уголки нашей Родины. Просторы, поля, леса. Но ни единого человеческого лица, ни единого голоса. По словам Гришковца, идея – показать подлинную красоту России, к которой человек не имеет никакого отношения.

В «Демонах» Гришковец поднимает тему злорадства. Которая, наверное, знакома каждому из нас. Он честно признаётся, что сам радовался за чужие неудачи и провалы. Но пытался в себе это подавлять. А ведь многие люди живут этим. Подпитываются энергией за счёт бед другого человека. Этакие «диванные комментаторы».

«Демоны» — самая сильная песня альбома. Она позволяет нам посмотреть на себя в зеркало и увидеть этот ужасный порок, этих демонов, которые съедают нас изнутри. А мощнейшие гитарные риффы, и, можно даже сказать, симфонизм, отлично передают ощущение буйства демонов внутри нашей души.

А вот «Мы расходимся по домам», как мне кажется, — одна из непонятных песен для слушателя, который впервые знакомится с творчеством Гришковца и их тандемом с «Бигуди». «Потому что, когда что-то заканчивается, мы расходимся по домам. Мы прощаемся и расходимся по домам. Мы бессмертные, мы расходимся по домам». И эта фраза в разных вариациях повторяется раз 10. Понятное дело, что сделано это намеренно. Только вот разобраться, зачем, достаточно сложно.

Заглавная песня, «Кто здесь вспомнит нас» — самая мажорная по тональности в этом альбоме. Здесь уже нет этих тревожных басов. В припеве вообще появляется приятный голос молодой девушки, 24-летней Натальи Гришковец, дочери Евгения. Но, несмотря на более оптимистичный музыкальный настрой, лирика в песне говорит о не менее серьезных проблемах: о быстротечности жизни, о том, как мы забываем, что было вчера: «Падал снег, когда ложились. Разбудила нас жара». Я бы посоветовала слушать эту песню последней. Она хоть и не даёт никаких надежд, но решительно совлекает омут тяжёлых мыслей, навеянных предыдущими композициями.

Снять розовые очки. И посмотреть на действительность. Вот о чём этот альбом. Честность – его главный магнит. Она, как щипок за кожу, пробуждает тех, кто живёт в полусне, не замечая страшных проблем, которые происходят вокруг. Этот альбом или, как мы решили, мини-спектакль, где форма и содержание коррелируют как нигде – настоящий глоток… нет, не воздуха. А поводов задуматься над тем, как существует современное общество.