Найти тему
Parnas on-line gallery

«Сбежавшие» невесты русского искусства.

«Перед венцом». Художник Фирс Журавлёв.
«Перед венцом». Художник Фирс Журавлёв.

Смена социального статуса в особой торжественной обстановке – главное событие в жизни любой женщины, но не все гладко в бабьем королевстве, тем более пару веков назад, когда брак по расчету считался нормой и скорее напоминал юридическую сделку на взаимовыгодных условиях.

Так было, конечно, не в каждом случае, имелись прецеденты если не большой любви (чтобы ее дождаться не было столько времени), то хотя бы симпатии молодых, привлекательных отпрысков из обеспеченных семей. Правда, эти сказочные обстоятельства редко совпадали, как, впрочем, и сейчас.

«К венцу (Прощание)». Художник Владимир Маковский.
«К венцу (Прощание)». Художник Владимир Маковский.

Противоположным концом романтичной идиллии были ужасающие по своей сути неравные браки, которые заключали отцы невест с выгодными претендентами, или на которые невесты сами шли, скованные безвыходным положением. Неудачный брак был страшен тем, что не имел досрочного конца: разводиться было не принято, но если такое все же случалось, женщина теряла все, в том числе свою честь, становясь изгоем общества. Глубину этой социальной проблемы мастерски передали русские живописцы в своих знаменитых работах.

«Сватовство майора». Художник Павел Федотов. «Сватовство майора». Художник Павел Федотов.
«Сватовство майора». Художник Павел Федотов. «Сватовство майора». Художник Павел Федотов.

Не смотря на то, что картина Федотова не про свадьбу, она наиболее популярная в этой теме. Сюжет демонстрирует сватовство предполагаемых жениха и невесты в реалиях того времени. Усатый майор – человек в возрасте, важно и уверенно поджидает в дверях, он отчасти выдвинут за рамки главной сцены, где бытовое безумие достигло апогея.

Оно строится на контрастах: беспокойная «невеста» в воздушном платье метнулась из комнаты, мать ловит ее за юбку, в углу служанки невозмутимо накрывают на стол, на переднем плане домашняя кошка «намывает» гостей (гость уже тут, хоть и не особо желанный молодой хозяйкой). Сцена полна динамики, шороха, суеты в красочно описанной бытовой обстановке.

«Неравный брак». Художник Василий Пукирев.
«Неравный брак». Художник Василий Пукирев.

«Неравный брак» Пукирева, как продолжение сюжета Федотова, при условии, что невеста все же оказалась сломлена перед натиском домашних и согласилась на замужество.

Недаром, здесь она такая подавленная, маска печали контрастирует с ее юностью, невинной свежестью, не заслуживающая подобной участи. Невероятно мерзкая и пошлая ситуация, однако в рамках морали 19 века.

«Прерванное венчание». Художник Василий Пукирев.
«Прерванное венчание». Художник Василий Пукирев.

Пукиревская «невеста» хоть и очень бледна, но кажется смирившейся со своей участью. А вот героиня другой его картины «Прерванное венчание» не выдержала и обернулась в обморок прямо во время церемонии. Правда, здесь дело не в великовозрастном женихе, он очень даже молод и привлекателен, но не идеален, на что намекает второе название картины "Двоеженец".

«Выбор приданого». Художник Владимир Маковский.
«Выбор приданого». Художник Владимир Маковский.

Еще один интересный предсвадебный эпизод показан в картине «Выбор приданого» Владимира Маковского. Невеста с понурой головой, обреченно позволяет примерить на себя фату от будущего супруга, похожего на обнищавшего дворянина – в жалком наряде, но с благородным видом. Родители невесты явно рады повысить этим браком свой статус - зажиточные, но безродные.

«После венчания». Художник Фирс Журавлёв.
«После венчания». Художник Фирс Журавлёв.

Горе невесты, уже ставшей женой, экспрессивно описано в картине «После венчания» Фирса Журавлёва. Девушка буквально рыдает от тоски и осознания того, что предстоит ей сейчас и все последующие годы брака – обязательная и совершенно не вдохновляющая плотская связь с нелюбимым (и часто даже малознакомым человеком). Муж уже крадется к своей благоверной, на его лице ни тени сочувствия.

«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.
«В ожидании шафера». Художник Илларион Прянишников.

Бытовые сцены сватовства и венчания интересны, исторически в том числе. Художники описывали обстановку, традиции и даже модные свадебные тенденции, которые менялись в разные десятилетия 19 века. Но целью всех этих работ было одно – показать тотальную несправедливость, бесправное положение женщины и, зачастую, отношение к ней, как к живому товару, предмету социальной и экономической манипуляции. А результат – тысячи загубленных жизней и бездуховное существование непросвещенных масс, завуалированное священным долгом и романтикой искусственных семейных ценностей.