Сходил давеча на "Союз Спасения". И был весьма удивлён тем, как этот фильм рисуют с обеих сторон. Для охранителей это "ужасное кино, показывает декабристов как жертв, а ведь они были пятая колонна и вообще англичанка гадит!!!11!" Для либералов же наоборот: "декабристов показали как пятую колонну, а ведь это были лучшие люди общества и вообще главная цель фильма - показать, что бунтовать против царя нехорошо!!11!1" Я же придерживаюсь версии, что фильм показал события достаточно сильно приближенными к реальности, не встал ни на чью сторону, при всей очевидности относительно лёгких реверансов в сторону власти. Представляю вам моё сравнение фильма и реальных событий.
1. Терпение
Если вы собрались смотреть этот фильм, перетерпите первые полчаса. Вас будет кидать из года в год: то вам покажут маленького Муравьёва-Апостола, то затем парад в Париже в 1814 году, то "семёновскую историю" 1820 года... В каждом периоде причём вы будете задерживаться максимум минут на 5 максимум, из-за чего в голове может возникнуть некая каша. Впрочем, уже довольно скоро вы наконец перенесётесь в 1825 год.
2. Бухич с императором
Интересная сцена, олицетворяющая надежды на послепобедное сближение власти с "народом". Под народом дворяне, естессна, понимали только себя, и их сложно в этом обвинить - таких же взглядов при асболютизме придерживались дворяне что в Англии, что во Франции: мы это народ, а всякие эти крестьяне и мещане это какая-то чернь. При этом не отрицалось, что положение-то у этой черни крайне хреновое, и его надо улучшать. Но происходило это не из крайнего человеколюбия, а чисто из материальных соображений - какой человек будет лучше работать, закрепощённый или свободный? Если же смотреть на неё с т.з. реализма, то Муравьёву-Апостолу можно только сказать: "Дядя Петя, ты дурак?" Ты, конечно, сын сенатора, дворянин из знатного рода и всё такое, но императору не ровня ни в коем разе. И такая дерзость от 18-летнего молокососа, хоть и прошедшего от Бородина до Парижа, в абсолютистском обществе с его чётко выстроенной иерархией, была недопустима.
3. "Семёновская история"
Восстание имело место в реальности, но в фильме было определённо приукрашено для красивой картинки. У семёновцев (даже у рядовых) были отличные манеры и дисциплина, никакой свалки, подобной фильмовой, там не было. По сути, солдаты просто отказались повиноваться и потребовали убрать нового командира (того самого Шварца), который сменил Потёмкина, настоящего "слугу царю и отца солдатам", и который прошёл с Семёновским полком всю войну. В итоге, семёновцев разоружили и отправили в крепость. И да, само собой Муравьёв-Апостол как наскипидаренный там не бегал и солдат в одно лицо не успокаивал. Без него обошлись.
4. Николай как наследник.
Довольно мутная тема, на самом деле. В фильме показано, что Александр перед отъездом в Таганрог составил завещание и рассказал об этом Николаю, до этого последний ничего не знал. В реальности о планах Константина отречься оба брата знали с 1819 года. Нет, даже не отречься, а отказаться от наследования престола - как справедливо заметил в 1825 году сам Константин, "отречься может только император". Проблема в том, что знать-то они об этом знали, но дальше для Николая всё оставалось потёмками: никто ему больше ничего не говорил. Александр же написал указ о наследовании престола Николаем в 1823 году, но ему самому об этом не сообщил. Потому-то Николай и присягнул Константину: а что ещё делать, официально наследником он не назначен, какие-то неформальные договорённости с почившим братом были давно. Так что Константин был законным наследником для всех в тот момент.
5. Смерть Александра I.
Помер государь император совершенно не так, как показано в фильме. В Таганроге он заболел брюшным тифом и в последние дни своей жизни провёл в постели. Здесь же и реверанс в сторону "Фёдора Кузьмича" сделали, и эдакой внезапности добавили... Ну, видимо, обычный тиф это скучно.
Продолжение серии:
Декабристские собрания и фигура Николая I - сравниваем "Союз Спасения" и реальность. Часть II
Декабристы-предатели и несостоявшиеся декабристы - сравниваем "Союз Спасения" и реальность. Часть IV
Параллели с современностью и позиция авторов - сравниваем "Союз Спасения" и реальность. Выводы