За время своей учебы в школе и пары лет работы репетитором, я заметила, что одним школьникам для успешной сдачи экзаменов нужно уделять больше внимания и придавать больше мотивации, нежели другим. Такие дети могут хорошо учиться и даже исправно посещать репетитора, но все равно с треском провалиться на экзамене. Так как же понять, что ваш ребенок - один из них?
1. Несамостоятельный выбор экзаменационных предметов
Знакома ли вам ситуация, что ваше чадо выбрало "не перспективное" направление и вы решили его слегка скорректировать? А, может, он действительно не мог до последнего определиться и вы по доброте душевной ему помогли? Чтож, поздравляю, этот школьник в группе риска!Ведь вы же хотели сделать как лучше, а вышло наоборот! Как же так получилось?
Мне, как репетитору биологии, известны обе ситуации. И обе они, к сожалению, не редкость. Казалось бы, вот ребенок А - мечтает идти на юридический факультет, но, родители(!) решают, что юристов у нас в стране - как мух не резанных, так что иди ты, сына, на врача. И вот, на ребенка, всю жизнь интересовавшегося гуманитарными науками, наваливаются страшные звери в виде химии и биологии, и все вокруг начинают требовать от него хороших результатов (ведь на медицинский проходные баллы ого-го какие высокие!) - конечно же, бедный А, даже если очень старается, может не успевать нагнать своих более подкованных в естественно-научном плане одноклассников, отчего мотивация достаточно быстро теряется.
Ребенок Б же, наоборот, никогда ничем не интересовался особо. И вот, настало время выбирать куда ему идти. Физика, химия - сложно, обществознание, история - учить много... и вот, год думает, два года думает - уже крайний срок. И родители решают помочь - выбирай биологию, пойдешь в сельскохозяйственный, станешь агрономом! "Сдался мне этот агроном?" - думает про себя Б, но сдавать биологию все равно идет, так как у самого в голове вариантов не много. Так и готовится он через пень-колоду, периодически ходя к репетитору и совершенно не представляя что ждет его в дальнейшей жизни.
Такие разные ситуации, но исход один - ребенок проваливает экзамен из-за недостаточной мотивации к подготовке. Мораль сей басни такова - выбор экзаменов должен быть выбором исключительно самого ученика. Вы, конечно, можете ему посоветовать, но интерес к предмету вы ему не привьете никаким образом. Если все же так вышло, что за школьника экзамены выбрали вы, лучше поинтересуйтесь у ребенка, действительно ли ему интересны эти предметы и уделите его подготовке чуточку больше внимания - это будет весьма полезно.
2. Резкая смена выбранного направления подготовки
Еще одна часто встречающаяся ситуация: весь десятый класс школьник был уверен, что пойдет на журналиста - ездил по журналистским сборам, участвовал в литературных конкурсах, посещал репетиторов по данному направлению, и вдруг совершенно неожиданно решил, что хочет стать физиком-ядерщиком! Такой человек, чаще всего, очень замотивирован (в отличии от предыдущих примеров), но он может столкнуться с совершенно другой проблемой - банальной нехваткой времени. Безусловно, это не значит, что стоит отговаривать заинтересованного в сдаче экзаменов ребенка от столь радикального шага (заинтересованность у школьников вообще штука редкая, так что ее надо ценить, холить и лелеять!), но уделить его подготовке максимальное внимание - да! Скорее всего, в данной ситуации, вам даже придется неслабо раскошелится на репетиторов/подготовительные курсы/учебники, но, поверьте, если вы этого не сделаете - велик шанс того, что школьник просто не успеет подготовиться.
3. Выбор основных экзаменов в начале/середине 11 класса
Данная ситуация опасна не только очевидной не хваткой времени на подготовку, но и возможным отсутствием мотивации. Потеря мотивации в таком случае связана не только с вынужденным выбором экзаменов, но и с неверием школьника в собственные силы. Ведь он в последний момент решил что будет сдавать и может совершенно не знать предмет, который выбрал.
4. Редкое посещение сайтов с тренировочными тестами, отсутствие книжек-решебников для подготовки к ЕГЭ
Посмотрите внимательно на стол вашего ребенка. Вы видите там сине-бело-красный решебник для подготовки к ЕГЭ? Нет? А теперь, если вы пользуетесь общим компьютером (ни в коем случае не лазьте в личные компьютеры ваших детей, это незаконно!), загляните в историю браузера - высвечиваются ли там сайты по типу "Решу ЕГЭ", "Яндекс Репетитор", "Дмитрий Гущин" или "ФиПи" хотябы раз в неделю?
Чтож, пора бить тревогу, ибо ваш школьник, скорее всего, ни к чему не готовится! А это самый короткий путь к провалу на экзамене. Но не стоит налетать на него сразу же с подзатыльниками - помните, если у него итак отсутствует мотивация, ссора с родителями ее никак не прибавит. Лучше поговорите с ним сначала, выясните в чем причина, а после - не ведитесь на сказки, вроде "позже начну готовиться" или "до ЕГЭ еще год, сейчас садится рано" - помните, вся соль успешной сдачи ЕГЭ в постоянном нарешивании тестов и чем больше тестов нарешает школьник (пусть даже провальных), тем лучше.
5. Набрал на тренировочном ЕГЭ меньше 10 баллов
Если это случилось в десятом классе - не беда. Если в одиннадцатом ваш ребенок набрал 40, 30 и даже 20 баллов - тоже не беда. Но если в одиннадцатом классе школьник набирает меньше 10 баллов на тестовом ЕГЭ по его основным экзаменам - это самый настоящий звоночек - вполне возможно, что он совсем не готовится, ведь 10 баллов - это всего 3-4 решеных задания из всего ЕГЭ (а, в зависимости от предмета, общее число заданий в тесте может доходить до 30!)
6. В социальной сети - ни следа подготовки к экзаменам
Ваш ребенок сидит в Вконтакте? Проверьте список его групп (если они открыты). Среди них есть группы для подготовки к ЕГЭ? Дело в том, что подобные группы могут быть полезны при подготовке и часто ученики, заинтересованные в сдаче экзаменов, подписываются на них. Если ваш ребенок не подписан, это совершенно не повод бить тревогу, но слегка насторожиться стоит - вежливо поинтересуйтесь у него, как обстоят дела с подготовкой к экзаменам.
7. Аномально большое количество внеклассных занятий
Ваш ребенок состоит в активе школы? Гордость класса и звезда района? А он точно успевает готовиться к экзаменам между концертом для мам на 8 марта, секцией волейбола и кружком юного блоггера? Поинтересуйтесь, успевает ли он заниматься и не считает ли что полезнее будет сократить количество внеклассных занятий?