Анализируя состав преступления, предусмотренный ст. 138 УК РФ, необходимо рассмотреть характеристики субъекта и субъективной стороны.
Субъект преступления – лицо, совершившее общественно-опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом, и способное нести за это уголовную ответственность. Уголовный законы выделяет три обязательных признака субъекта: вменяемое физическое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Рассматривая индивидуальную характеристику субъекта, следует отдельно рассматривать общий состав, предусмотренный ч.1 ст. 138 УК РФ, и квалифицированный, обозначенный в ч.2 этой же статьи. Так, ч.1 ст. 138 УК РФ предусматривает наложение уголовной ответственности на общий субъект, то есть на вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16-ти лет (последний признак установлен исходя из предписаний ч.1 и ч.2 ст. 20 УК РФ). В свою очередь, по ч.2 ст.138 УК РФ могут быть квалифицированы действия исключительно специального субъекта: кроме трех вышеперечисленных параметров субъект обладает такой характеристикой как служебное положение. Несмотря на всю актуальность, в том числе и для правоприменительной практики, понятия служебного положения и связанных с ним иных терминов не дается в уголовном законе, в науке уголовного права вопрос также остается дискуссионным. Для его разъяснения теоретики чаще всего используют определения служебной деятельности и служащего. Примером совершения преступления специальным субъектом может быть следующая ситуация. Иванов, являясь специалистом офиса продаж и обслуживания АО «М, находясь на своем рабочем месте, используя свое служебное положение вопреки действующего законодательства и локальных нормативных актов компании АО «М.», используя индивидуальную учетную запись и личный логин для доступа в информационную биллинговую систему SBMS, полученные ею в ходе выполнения своей трудовой деятельности и предоставленные права и полномочия, предусмотренные должностной инструкцией, умышленно, незаконно, неоднократно, вопреки воле абонента ПАО «М.» Потерпевший №2 и Потерпевший №1, не ставя Потерпевший №2 и Потерпевший №1 в известность, а также без судебного решения, осуществила просмотр в информационно-биллинговой системе персональных данных, а также детализаций вызовов и SMS - сообщений абонента Потерпевший №2 и Потерпевший №1. Таким образом, данные действия следует квалифицировать именно как ч.2 ст.138 УК РФ.
Субъективная сторона преступления характеризуется сложным психическим процессом, в котором интеллектуальные, волевые и эмоциональные составляющие выступают в единстве и взаимообусловленности. Элементами субъективной стороны в науке уголовного права принято считать вину, мотив, цель и эмоции. Виной признается конкретная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию, а для материальных составов, к числу которых преступление, предусмотренное ст. 138 УК РФ, также и к наступившим вследствие его совершения общественно опасным последствиям.
Содержание вины составляют два элемента: 1) интеллектуальный, он включает в себя осознание лицом характера совершенного деяния и предвидение развития причинной связи между ними. 2) волевой, сознательное направление умственных и физических усилий на принятие решения, достижения поставленных целей, устранения препятствий. В рассматриваемом составе вина в виде прямого умысла. Лицо осознает, что осуществляет действия, направленные на нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (интеллектуальный элемент), и желает их выполнить (волевой элемент). В квалифицированном составе (ч. 2 ст. 138 УК РФ) лицо, кроме того, сознает, что оно использует для ознакомления с содержанием переписки, телефонных переговоров или почтовых, телеграфных или иных сообщений служебное положение(интеллектуальный элемент) и желает действовать с его использованием (волевой элемент). Мотив и эмоции являются факультативными как в основном, так и в квалифицированном составе. Тем не менее, они могут учитываться судом в качестве исключительных обстоятельств, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность в отдельно взятых ситуациях.
Что касается целей, то она прямо не предусмотрена уголовным законом, однако следует понимать, что вскрытие почтового сообщения с целью хищения вложений (денег, имущества и т.п.), не являющихся носителями информации личного характера, следует квалифицировать как преступление против собственности по ст. 158 УК, а в случае хищения официальных документов по мотиву корыстной или иной личной заинтересованности - по ст. 325 УК. Таким образом, целью данного преступления является ознакомление с информацией, составляющей тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, содержание которой было раскрыто выше, или ее получение для дальнейшего использования, распространения.