Найти тему
Сегодня в эфире

Где вы, добрые люди?

"Хэппи-энд", "свет в конце тоннеля", "лучик надежды" - хорошо, когда фильм заканчивается хорошо. В конце концов мы смотрим кино, чтобы получить удовольствие, не так ли?

Когда я посмотрела фильм Юрия Быкова "Дурак", то была в шоке. Тем не менее, через некоторое время посмотрела его еще раз. Нет, думаю, такого, что он показал в фильме в жизни не бывает. Если - это правда, то как же страшно жить. Коротко: слесарь обнаружил, что один из домов может рухнуть в любой момент и доносит это известие до городских чиновников. Власти начинают реагировать. Тревожную весть "отцам" города сообщают во время банкета и режиссер ювелирно показал, как полупьяное желание спасти людей с протрезвлением меняется на стремление спасать собственные чиновничьи шкуры. Про чиновников иногда говорят, что они ничего не боятся. Быков наглядно показал, - боятся, еще как! Разоблачения и наказания боятся, и в жертву своему страху приносят людей. Сцена расстрела ужасна в своем прагматичном цинизме. А слесарь, как дурак, все долдонит о смертельной опасности. Ну, что тут скажешь - дурак, да и только, и поделом ему.

Кадр из фильма "Дурак" Реж. Юрий Быков
Кадр из фильма "Дурак" Реж. Юрий Быков

Зритель, как правило, ставит себя на место одного из героев. В этом фильме страшно оказаться на любом месте. И еще, после "Дурака" я стала присматриваться к фасадам окружающих домов, стараясь обнаружить трещины.

Кадра из фильма "Дурак" Реж. Юрий Быков
Кадра из фильма "Дурак" Реж. Юрий Быков

Фильм настолько зацепил, что я стала искать другие работы режиссера. Фильм "Жить" после "Дурака" меня не впечатлил. А вот "Майор" стал сильнейшим ударом. Он снят так, что кажется, будто все произошло где-то рядом. Краткое содержание: полицейский насмерть сбивает мальчика и весь фильм он и его коллеги "улаживают" ситуацию. Виновник аварии готов понести наказание, но его сослуживцы находят мощный аргумент "против" и вынуждают на сделку с собственной совестью. Финал ужасен. Повторно этот фильм смотреть невозможно, но и забыть не получается.

Кадр из фильма "Майор" Реж. Юрий Быков
Кадр из фильма "Майор" Реж. Юрий Быков

"Завод" поразил крутым смешением жанров: триллер, социальная драма, боевик в одном сосуде. Краткое содержание: завод железобетонных изделий обанкротился и руководство решает закрыть предприятие, не выплатив рабочим зарплату. Главный герой предлагает способ получить деньги. В результате цель не достигнута и погибли ни в чем не повинные люди. Привыкший к чистоте жанра зритель будет обескуражен несуразностью поступков героев. Предупреждаю, это вам не "Крепкий орешек", где герой сражается с врагом в обстановке стерильной ясности кто есть кто. Здесь нет своих среди чужих, а вот чужих среди своих хватает. Кстати, в фильме из уст одного из героев открыто звучит утверждение, что в мире нет справедливости, определяющее главную идею всех фильмов Быкова. Справедливости нет и, похоже, добиваться ее бессмысленно. Есть "волки" и "овцы", так было всегда и пребудет во веки.

Правда, сам Быков в одном из интервью сказал, что его фильмы это "глоток воздуха" для людей, живущих с открытыми глазами. Это значит, что - должны побуждать к действию? Не сходится тут что-то...

Кадр из фильма "Завод" Реж. Юрий Быков
Кадр из фильма "Завод" Реж. Юрий Быков

После просмотра фильма "Сторож" сложилось впечатление, что Быков устал от крутых социальных драм и решил снять камерную мелодраму. Содержание: в закрытом пансионате живет сторож, к которому неожиданно нагрянула семейная пара, оказавшаяся в трудной ситуации. История оказалась удивительно предсказуемой - с первых же эпизодов почти стопроцентно угадывается прежняя профессия сторожа, незатейлива, хотя и драматична история гостей. Но снят фильм добротно, а операторская работа достойна отдельной похвалы. Финал для меня оказался неожиданным - погиб не тот, кого я определила в жертву. Это единственный пока фильм режиссера, где чуть-чуть светит надежда если не на счастье, то, хотя бы, на нормальную человеческую жизнь.

Кадр из фильма "Сторож" Реж. Юрий Быков
Кадр из фильма "Сторож" Реж. Юрий Быков

Хотела написать только про "Сторожа", а получилось понемногу обо всем. Быков, безусловно, талантливый режиссер со своим узнаваемым почерком. По его собственным словам, не снимать он не может, и фильмы делает о том, о чем молчать не в силах. А вот зачем мы их смотрим - загадка... Может и вправду - глоток воздуха?

Спасибо, что дочитали до конца. Буду рада комментариям. Подписывайтесь на канал-)

Фотографии взяты из открытого доступа.