Найти тему
Взгляд историка

Красноармейцы против англичан. Энзелийская операция, 1920

Здравствуй, дорогой читатель!

Сражения Гражданской войны, отгремевшие сотню лет назад, ассоциируются в первую очередь со стремительными кавалерийскими атаками буденовцев, ровными стрелковыми цепями каппелевцев, идущих под бой барабанов и с легендарными тачанками. Однако мало кому известно о боевых действиях между красными и белыми на морях и о судьбе морских белых сил.

После взятия красными Гурьева и Красноводска каспийская эскадра белых утратила основные пункты базирования и была вынуждена уйти сначала в Баку, а затем в иранский порт Энзели на юге Каспия. Иран в то время фактически находился под контролем англичан, уже убравшихся с территории Советской России, но вполне согласных принять под покровительство своих белых союзников.

Итак, в порту на якоре стояли 29 белогвардейских судов. Среди них были 10 вспомогательных крейсеров (переделанные в боевые бывшие торговые суда), плавбаза торпедных катеров, 4 торпедных катера, авиатранспорт, вспомогательные суда и транспорты с оружием и боеприпасами.

Все эти средства с безусловного согласия и поддержки англичан могли быть использованы белыми для того, чтоб вредить советскому судоходству по Каспийскому морю, которое было жизненно важным для Советской России - до 1922 г. вся бакинская нефть доставлялась исключительно по морю на наливных судах.

Наличие такой угрозы не устраивал советское правительство, и командующий Волжско-Каспийской военной флотилией Ф.Ф. Раскольников с начальником штаба В.А. Кукелем разработали план нападения на Энзели и захвата белогвардейской флотилии.

Силы, отводившиеся на столь важное мероприятие составляли: 2 вспомогательных крейсеров, 4 эсминцев, 2 канонерских лодок, 2 сторожевых катеров, 1 тральщика, 3 транспортов. На борту находилось 2000 десантников. Кроме того из Ленкорани в сторону Энзели по суше был направлен кавалерийский дивизион, который в городе должен был соединиться с десантом.

Наличие в порту английского гарнизона, численностью не менее 2000 человек, а так же формальный нейтралитет Ирана в российской гражданской войне ощутимо осложнял ситуацию. По договоренности с Орджоникидзе решили сделать так: официального приказа от советского правительства на проведение операции не будет, Раскольников фактически переходит на положение корсара, и в случае каких-то дипломатических обострений всё предприятие считается личной инициативой бравого красного командира.

Силы противника составляли, как уже говорилось выше, 2000 английских солдат, преимущественно индийцев, несколько сотен белогвардейцев, 6-дюймовые береговые батареи и плавучая батарея "Коротость". Кроме того рядом, в городе Решт, находился гораздо более крупный британский гарнизон. В итоге мы видим, что противостоял советским морякам полноценный военный контингент, сила, являвшаяся очень серьезным противником.

Флотилия подошла к Энзели рано утром 18 мая, здесь корабли разделились. Четыре эсминца повернули на запад для обстрела района Копурчаль, чтобы отвлечь внимание противника от места высадки десанта. Вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» в охранении сторожевого катера «Дерзкий» направился к югу для обстрела района Казьяна. Транспорты в сопровождении отряда артиллерийской поддержки (вспомогательный крейсер «Австралия», канонерские лодки «Карс» и «Ардаган», тральщик «Володарский») направились к населенному пункту Кивру для высадки десанта.

В 7 ч. 19 мин. эсминцы открыли артиллерийский огонь по району Копурчаль. Вскоре и «Роза Люксембург» начала артобстрел Казьяна, где находилось командование английских войск. Вопреки ожиданиям, противник не оказывал сопротивления, молчали и корабли, и артиллерия.

Разница во времени сыграла с англичанами злую шутку - время, по которому жила и воевала Каспийская флотилия шло на 2 часа позже Энзелийского - советские корабли напали на порт в 5 часов утра и застигли его защитников врасплох.

Любопытно, что один из первых 130-мм снарядов крейсера «Роза Люксембург» взорвался в помещении британского штаба. Английские офицеры выпрыгивали из окон буквально в нижнем белье.

Около 8 часов вспомогательный крейсер «Австралия» и канонерки начали артподготовку высадки десанта вблизи Кивру, в 12 км к востоку от Энзели. Завязались первые столкновения. К слову о проспавших англичанах, советский десант все-таки тоже сработал не так хорошо, как планировалось. В один момент даже вся операция оказалась под угрозой: гребцы первых десантных шлюпок, которые должны были вернуться за следующей партией десанта на транспорты, возвращаться не пожелали и побежали в атаку. В дальнейшем транспортировку удалось осуществить с помощью тральщика "Володарский".

Однако англичане были явно не в духе давать сражение, в суматохе наладить управление не удавалось, а солдаты-сикхи оказывали только номинальное сопротивление. В 8 ч. 55 мин. к красным был послан парламентер — лейтенант Крислей на белогвардейском торпедном катере английского производства. Но на крейсере «Австралия» не заметили белого флага и, решив, что это торпедная атака, артогнем заставили катер повернуть назад.

Примерно в 10 часов утра из-за Энзелийского мола выскочил еще один катер с большим белым флагом. По поводу этого флага участники боя в своих воспоминаниях писали разное: кто-то говорил, что англичане прицепили белый китель, кто-то писал про простыню, а некоторые вспоминали, что вместо флага использовались женские панталоны.

Так или иначе, но Джон Крислей явился на переговоры, и на несколько часов было заключено перемирие. Персидский губернатор Энзели на буксире подошел к «Карлу Либкнехту» и поднялся на его борт. От имени персидского правительства он приветствовал Красный флот. На улицах Энзели постепенно стали появляться красные флаги.

Примечательно, что белогвардейцы, разуверившись в английских союзниках, приняли решение убегать из Энзели самостоятельно. Единственная дорога на Решт была перекрыта красной кавалерией и десантом, тогда они захватили два небольших судна на Энзелийском заливе и переправились на другой берег. Преследовать их никто не стал: пришли за флотом, пленные "господа офицеры" не были нужны.

-2

Английскому гарнизону дали возможность организованно покинуть город - с оружием и знаменами, после чего начали осматривать вновь возвращенные трофеи и готовить их к отправке в Баку.

А трофеи были богатые: крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт» и «Меркурий», плавбаза торпедных катеров «Орленок», авиатранспорт «Волга» с четырьмя гидропланами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов, свыше 50 орудий, 20 тысяч снарядов, свыше 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, до 8 тысяч пудов меди и другое имущество.

Операция в Энзели закончилась для советской стороны блистательной победой, которой можно гордиться. Важнейшим последствием этого предприятия стало установление безопасного судоходства в Каспийском море. Советское правительство объявило Каспий свободным для Иранского судоходства и передало в собственность Ирана находившиеся в Энзели здания, принадлежавшие торговому представительству России. Англия значительно потеряла в своем престиже, но так и не решилась начать конфликт с Россией из-за произошедшего в иранском порту.

Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!

Читайте также:

Сказка о Ленине, сочиненная крестьянами
Забытый героизм советской морской пехоты
Русь против крестоносцев