Найти тему

Страсть ("Форос - территория любви". Часть 3)

В 80 е годы XIX века император Александр III решил проводить лето в Крыму. Весь столичный бомонд потянулся за венценосной семьёй на крымские берега.

Император Александр III с семьёй в Ливадии
Император Александр III с семьёй в Ливадии

 Кузнецов тоже задумался о переезде на юг и приобрёл обширный участок близ татарской деревушки Форос. Первое впечатление от знакомства с местностью было неоднозначным. Его безусловно поразила могучая, дикая, скалистая природа, но смутила скудная мелкая растительность, увядающая под лучами безжалостного солнца. В раздумьях Александр Григорьевич подошел к краю каменистого берега и не заметил, как внезапно набежавшая волна окатила его с ног до головы. «Ну вот и Царь морской меня благословил!», - рассмеялся Кузнецов и уверенно пошагал вглубь своих новых владений. «Надо писать письмо академику Регелю. Пусть старик предложит, как превратить эту осыпавшуюся скалу в цветущий сад.», - подумал он и попутно дал несколько распоряжений относительно начала строительства. Ведь работа предстояла колоссальная, а времени для её воплощения оставалось немного.

Регель Э. Содержание и воспитание растений. 1904 г
Регель Э. Содержание и воспитание растений. 1904 г

Старик Эдуард Регель прославился своими экспериментами по акклиматизации растений на всю Европу. Его детище - Ботанический сад Петербурга по богатству коллекций уступал только Ботаническому саду Кью под Лондоном. А успехи немецкого ботаника по выведению зимостойких климатических аналогов позволили приблизить субтропики к границам Таврических степей. Предложение чайного короля заинтересовало учёного, поскольку южная оконечность Крыма считалась неуютной не только для экзотической, но и для местной флоры.

Сыновья Регеля, Арнольд и Роберт, разработали проект озеленения кузнецовского сада, а садовник Фриц Энке занялся ландшафтным дизайном.

Очень скоро на территории усадьбы был обустроен каскад прудов, подпитывающихся пресной водой из горных ручьёв и родников. Сотни подвод ежедневно везли и везли плодородный грунт, а заботливые руки десятков садовников превращали каменный хаос в цветущий оазис.

К 1889 году в имении по проекту архитектора Биллианга был построен двухэтажный дворец, выполненный в стиле итальянских палаццо.
К 1889 году в имении по проекту архитектора Биллианга был построен двухэтажный дворец, выполненный в стиле итальянских палаццо.

Кузнецов выстроил здесь прекрасный дом, в стиле итальянских палаццо, украсив его пейзажами модного художника Юлия Клевера, итальянским наборным паркетом, каслинским художественным литьём и многим другим, что пробуждало в его душе палитру чувств. Приближаясь к неотвратимой черте, он стремился наперекор судьбе обрести бессмертие в гармонии рукотворной красоты, завещая её бренному миру на долгие века.

-4

Очень скоро форосский сад стал местной достопримечательностью, поскольку хозяин усадьбы сделал его доступным для публичных посещений

Тенистые аллеи и рощи, пруды и фонтаны притягивали как местных, так и приезжих. Сам Кузнецов любил прохаживаться среди праздных людей, разделяя с ними наслаждение от ароматов цветущих клумб, от прохлады подрастающих деревьев

Худ. Джон Уильям Уотерхаус  - Утренняя свежесть в саду
Худ. Джон Уильям Уотерхаус  - Утренняя свежесть в саду

В один из таких дней Александр Григорьевич забрал ворох газет и удобно расположился на скамейке неподалёку от дома. Увлёкшись чтением, он не сразу заметил пристальный взгляд со стороны фонтана. Однако, почувствовав настойчивое внимание к своей особе, он мгновенно обернулся и в ту же минуту замер. Словно кадрами «оживших картинок» его жизнь стала стремительно откручиваться назад.

*****

Ранняя, очень студеная весна. Ирбит… Встретившись тогда на сибирской ярмарке с Саввой Морозовым, он пригласил его отметить успешное завершение торгов. В тот год ярмарка оказалась очень прибыльной. Барыши позволяли погулять с размахом. И они молодые, богатые, успешные верили в то, что являются хозяевами жизни, для которых нет ничего невозможного и запретного. Савва с удовольствием принял приглашение.

Ирбитский торг - роспись в одном из залов ожидания екатеринбургского вокзала. 
Ирбитский торг - роспись в одном из залов ожидания екатеринбургского вокзала. 

Пассаж в ту ночь сиял огнями. В ресторации играл оркестр, звенели бокалы с шампанским. Между столиками то и дело сновали официанты с подносами где дымилась ароматная уха из стерляди и сверкали хрустальные розетки с икрой. Среди шума и веселья, в глубине зала, Кузнецов заметил ее. Совсем юная и прелестная она сидела за столиком рядом с господином почтенных лет. Исподволь разглядывая ее, Кузнецов любовался ровным персиковым цветом кожи. Под тяжелым бархатом платья угадывалась упругая грудь и грациозные плечи. Изящные запястья и русый локон на нежной шее будоражили его воображение с такой силой, что он испытал невероятное возбуждение. Их взгляды встретились. Она как – то заметно вздрогнула и опустила глаза. Но их васильковая синь словно омут уже затянула его, и он только успел подумать, что теряет рассудок.

"Farewell"- by Edward Cucuel.
"Farewell"- by Edward Cucuel.

Весь следующий день Александр пытался справиться с этим безумным наваждением. Он искал и не находил способа вернуть себе прежнее спокойствие и уверенность. Его мир такой основательный, налаженный и надежный рухнул в одно мгновение. Ее образ преследовал его. Александру нестерпимо хотелось коснуться ее руки, вдохнуть аромат ее волос и бесконечно тонуть в синеве ее глаз.

И только к вечеру, вспомнив о полученном накануне приглашения в местный театр на Медведевскую антрепризу, Кузнецов стал собираться. Подобно многим своим современникам, Александр был увлечён новым русским искусством. Еще в Москве он слышал, что Медведев был большим другом драматурга А.Н. Островского и последователем сценических принципов русского артиста П.М. Садовского.

Картина художника Алана Мейли "Огни театра зимним вечером"
Картина художника Алана Мейли "Огни театра зимним вечером"

Площадь перед театром была заполнена десятками санных возков. Вокруг них важно прохаживались удалые извозчики в тяжелых собачьих шубах. Прибывшие гости, подгоняемые лёгким морозцем, спешили к освещённой газовым фонарём арке входных дверей. Кузнецовский возок лихо подкатил ко входу, извозчик проворно соскочил с облучка и помог своему пассажиру скорее пройти внутрь.

Одарив чаевыми назойливых гардеробщиков, Александр вошёл в просторный, высокий зрительный зал с богато украшенными ложами и расписным плафоном, и принялся рассматривать публику в зале. Такое поведение не считалось зазорным, поскольку купеческий этикет предполагал учтивую приветливость (дурным тоном считалось не заметить знакомцев и не обозначить им свою благосклонность).

In The Theatre Tavik František Šimon (Czech: 1877-1942).
In The Theatre Tavik František Šimon (Czech: 1877-1942).

Оглядывая зал, и легким поклоном отвечая на приветствия, он краем глаза заметил в соседней ложе знакомый профиль. В голове мгновенно пронеслось: она!

Отправляясь в театр, он надеялся отогнать прочь вчерашнее смятение, и вот оно снова возвращалось. Он усилием воли заставил себя отвести взгляд, но спустя мгновение понял, что не сможет противостоять желанию смотреть на нее. Она сидела в обществе молодой дамы о чем-то оживленно беседуя. Вчерашнего пожилого господина рядом не было. Пользуясь тем, что пока не замечен ею, Александр принялся жадно ее разглядывать.

Бельгийская художница Marguerite Aers (1918-1995) - В театре.
Бельгийская художница Marguerite Aers (1918-1995) - В театре.

Вечернее платье было более роскошным и открытым. Теперь он видел ее обнаженные плечи и гибкую шею которую украшало колье с подвесками из бриллиантовых капель. Русые волосы, убранные в высокую прическу, открывали аккуратные ушки с такими же капельками бриллиантов. Александр скользил взглядом по ее лицу. Оно показалось ему чуть бледным, густые ресницы бросали легкую тень под глазами. Ровный, правильный нос, мягкие припухшие губы. Возбуждение вновь охватило его. Он почувствовал, как неудержимо хочет ощутить вкус ее губ, прикоснуться к шелковистой коже плеч. Его так влекло к ней, что он совершенно забыл про спектакль. А тем временем, люстры в зале медленно погасли и открылся занавес.

Поначалу он пытался следить за происходящим на сцене, но то и дело переводил взгляд на ее ложу. В конце концов он понял, что потерял всякий интерес к представлению. В очередной раз взглянув туда, где сидела она, он заметил, что ее место пустует. Тут же поднявшись, он стремительно вышел из зала. Но в театральном фойе не было ни души. В смятении он кинулся к гардеробу и буквально столкнулся с ней. Встреча произошла так неожиданно что она, увидев его, так же как накануне в ресторации, вздрогнула. Ее щеки вспыхнули, а взгляд синих глаз беспомощно заметался. Они стояли друг против друга отчетливо понимая, что то, к чему так стремился он и от чего так бежала она все - таки случилось. Молчать дальше было бессмысленно. «Позвольте представиться: Александр Кузнецов», чуть охрипшим голосом произнес он, она чуть слышно ответила: «Елена». Он взял ее руку и прикоснулся губами к ледяным пальцам. От его поцелуя они затрепетали словно крылья бабочки. Не останавливаясь ни на минуту, не задумываясь о последствиях, Кузнецов кинул номерки от одежды гардеробщику и приказал швейцару кликнуть извозчика.

Сумерки уже сгустились. Было сыро и ветрено. Начиналась метель. Укрывая Елену в санях тяжелым пологом, он чувствовал, как его колотит озноб. Но не задумывался, то ли это холод пробирает его до костей, то ли желание, которое он тщетно пытался побороть все эти дни. «Гони!», -крикнул он извозчику и сани рванулись с места.

Худ.Панфильцев Николай - 'Русская тройка'
Худ.Панфильцев Николай - 'Русская тройка'

В теплом возке под меховым пологом он вдыхал тонкий аромат ее духов и согревал в ладонях ее тонкие пальцы. Еще никогда в жизни Кузнецов не совершал столь безумных поступков. Зная о своем недуге, он давно запретил себе думать о создании семьи. Женщины в его жизни появлялись легко и ненадолго, оставляя в памяти лишь ощущение пережитого удовольствия. То, что творилось с ним теперь, не поддавалось никакому разумному объяснению. Желание обладать этой женщиной было сильнее всех его убеждений и принципов. Он не задумывался над тем, куда вез ее сейчас и что будет с ней, когда его наваждение пройдет.

Он страстно сжимал ее в объятьях. Целуя нежную шею, губами находил на ней пульсирующую жилку. Опускаясь губами ниже, к хрупким ключицам, он видел, как высоко вздымается ее грудь, ее горячее дыхание обжигало ему лицо. Чувствуя, как тело ее отвечает ему, поддается его властным рукам и откликается на его ласки, он стал торопливо расшнуровывать корсет ее платья.

Внезапно она забилась как раненая птица и прижав ладони к пылающему лицу сдавленно вскрикнула: «Вы погубите меня!» Эти слова прозвучали как пощечина. Он отпрянул от нее и почувствовал, как пружина, сжимавшая его все эти дни как будто, лопнула. Горячая волна стыда и раскаяния накрыла его с головой. Пришло отрезвление. Помолчав какое-то время, он глухо произнес: «Бога ради, Елена, простите меня» и тут же вышел из саней, велев извозчику возвращаться к театру. «Вы-то как же, барин?», - сквозь ветер прокричал он. Но Александр, лишь махнув рукой, пошел прочь.

Пир на весь мир - в картине датского художника Вигго Юхансена
Пир на весь мир - в картине датского художника Вигго Юхансена

На следующий день Савва Морозов откупив ресторацию Ирбитского Пассажа на всю ночь, устроил для друзей прощальное гулянье. Молчаливый и мрачный Кузнецов сидел за столом. Перед ним стоял хрустальный графин с Шустовским коньяком, и он угрюмо пил, наливая себе одну рюмку за другой, тщетно пытаясь заглушить боль, терзавшую его со вчерашней ночи.

*****

И вот снова он окунается в бездонную синеву ее глаз. С тех пор она, кажется, ничуть не изменилась. Лишь тонкая бороздка пролегла меж бровей да губы стали суше и тверже. «Елена?», - неуверенно, боясь ошибиться, спросил он. И она, радуясь тому, что он узнал ее, что помнит, смущенно кивнула в ответ. «Как Вы здесь? Откуда?», вновь спрашивал он, склоняясь к ее руке для поцелуя. «Недавно. Из Петербурга. Врачи посоветовали мужу переменить климат», улыбаясь сказала она. Александр удерживая ее руку в своей, взглянул ей в глаза. Они помолчали. Хоть каждый из них думал о своем, но оба понимали, что думают об одном и том же.

Елена с мужем, отставным генералом, снимали просторную дачу на берегу моря в соседнем посёлке. Получив приглашение, Александр вскоре нанес визит и с тех пор частенько наведывался к ним в гости. На правах хозяина здешних мест Кузнецов окружил отдыхающих заботой и вниманием. Он приглашал их в увлекательные поездки по горам, неоднократно выходил в море на своей знаменитой яхте «Форос», чтобы показать необыкновенную красоту крымских берегов.

Парусник "Форос", названный журналистами «одним из изящнейших судов всех морей», представлял настоящий «плавучий дворец». Роскошная отделка интерьеров розовым деревом и бронзой, украшение кают картинами лучших художников сочетались с максимально возможным комфортом.
Парусник "Форос", названный журналистами «одним из изящнейших судов всех морей», представлял настоящий «плавучий дворец». Роскошная отделка интерьеров розовым деревом и бронзой, украшение кают картинами лучших художников сочетались с максимально возможным комфортом.

Отношения с генералом сложились почти приятельские, а вот с Еленой было иначе. Чувства, вспыхнувшие между ними однажды, со временем не утратили своей остроты. Всякий раз, когда они встречались взглядом или случайно касались друг друга, словно электрические разряды проскакивали между ними. Александр понимал, что новая встреча с ней дарована ему судьбой не случайно Тайна их знакомства связывала их незримой, но прочной нитью. Расставшись той морозной ночью в Сибири, они и предположить не могли, что пути их снова когда-нибудь пересекутся. Но ни он, ни она, как оказалось, не забыли той снежной ночи. Даже спустя годы он испытывал к этой женщине сильное влечение. И вот встретившись снова, они исподволь изучая друг друга, заново знакомились. Кузнецов интуитивно чувствовал, что счастья в жизни Елены было немного. К мужу она испытывала уважение и привязанность, но и только. А чувство, что зарождалось между ними теперь было гораздо сильнее и глубже. Оба они понимали, что страсть, захватившая их однажды, уступила место другим, новым отношениям. Они и страшились их и в то же время стремились к ним.

Генерал в силу возраста и нездоровья был не особо пристрастен к жене, предоставляя ей абсолютную свободу досуга. Поэтому Елена и Александр могли часто видеться. Они оба полюбили пешие прогулки и могли подолгу гулять вдоль берега, любуясь неповторимыми красками моря и прибрежными пейзажами. У них оказалось много общих интересов поэтому темы для разговоров были всегда. Но и минуты сокровенного молчания тоже не тяготили их. Считается, что только с очень близким человеком легко молчать. Это –правда. Но даже когда они молчали, их мысли всегда были созвучны. Это было время удивительного душевного равновесия и покоя. Они наслаждались этим состоянием и оберегали его.

Елену восхищал деятельный ум Кузнецова. Казалось, что этот человек никогда по-настоящему не отдыхает. В его поле зрения был не только бизнес, но и многочисленные благотворительные проекты. В момент их совместной поездки в Севастополь, Александр Григорьевич много времени уделил беседе с учеными местной биостанции. Его интересовало устричное дело и возможности превращения полуострова в настоящую фабрику по производству морепродуктов. Кузнецов тут же распорядился выделить деньги для строительства нового здания исследовательской лаборатории. А ещё он увлекался виноделием и частенько бывал в гостях у князя Льва Голицына, мечтая с помощью вина вытеснить с русского застолья водку, дабы укреплять, а не разрушать здоровье народа.

Водоворот кузнецовских дел полностью поглотил его прекрасную знакомку. Женщина, прожившая в стороне от мирской суеты, вдруг осознала, что её жизнь только сейчас наполняется смыслом. От этого ощущения ей становилось страшно, поскольку, попадая под воздействие обаяния любимого человека, она всё ближе оказывалась у края пропасти супружеской измены.

Худ. Свен Ричард Берг  - "Летний вечер"
Худ. Свен Ричард Берг  - "Летний вечер"

Елена стала уговаривать мужа покинуть гостеприимный морской берег и вернуться домой. Генерал немного поупрямился, но вскоре сдался. Осталось сообщить об отъезде Кузнецову.

Утром он заехал за ней, чтобы предложить прогулку к Байдарским воротам. Она с готовностью согласилась, рассчитывая объясниться с Александром в уединённом месте. Всю дорогу они ехали молча. Каждый думал о том, какими словами можно убедить любимого человека либо быть вместе, либо расстаться навсегда.

На вершине величественной арки Кузнецов не выдержал, взял Елену за руки и привлёк себе. «Лена, милая Лена! Прошу тебя будь моею женой! Я всё понимаю: муж, налаженная жизнь… Но всё это ерунда, пугающая обывателя. Условности нашей грешной жизни. Ты нужна мне, а я нужен тебе. Позволь мне сделать тебя счастливой,», - порывисто говорил он, склоняясь к её прекрасному ушку, украшенному каплей жемчужины.

«Господи! Дай мне силы не впасть искушение!», - пронеслось в голове несчастной женщины. Елена прошептала: «Я не могу. Это грех!»

«Какой грех?!», воскликнул Александр: «Несправедливо и грешно жить против воли истинных чувств!»

Андерс Леонард Цорн) (1860 - 1920), один из самых выдающихся шведских художников, знал толк в чувственных объятиях.
Андерс Леонард Цорн) (1860 - 1920), один из самых выдающихся шведских художников, знал толк в чувственных объятиях.

Слова об истинных чувствах обезоружили её и женщина на мгновение оказалась в руках мужской страсти. Их губы слились в долгом и отчаянном поцелуе.

Тревожный крик птицы нарушил тишину округи и разбудил впавших в безумие любви. «Нет, Саша, нет! Нам нельзя быть вместе. Грех разрушит нашу жизнь. Прощай!», - Елена вырвалась из объятий Кузнецова и устремилась к экипажу…

Растерянный Александр Григорьевич проводил глазами облако белой пыли.

Домой он возвращался пешком. На одном из поворотов горного серпантина перед ним открылась картина страшной аварии: на краю обрыва замер опрокинувшийся экипаж, лошади, запутавшись в упряжке, пронзительно ржали от испуга, а белое платье Елены трепетало на ветру, словно взывая о помощи.

К счастью, женщина почти не пострадала – несколько царапин и ушибов не угрожали её здоровью. Кузнецов счёл это спасение за чудо и знаменьем того, что плотский грех может погубить её и ему следует со смирением отпустить любимую.

Худ. Эдвард Мунк "Меланхолия" 1892 год холст, масло
Худ. Эдвард Мунк "Меланхолия" 1892 год холст, масло

Через боль, слезы и муку, он принял для себя это решение и отступился. Вскоре после случившегося Елена с мужем покинула Крым. Больше с Александром они не виделись никогда.

1 часть. Байдарские ворота

https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/baidarskie-vorota-foros-territoriia-liubvi-5e13faab3d008800afe28796

2 часть. Династия

https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/dinastiia-foros-territoriia-liubvi-5e13fc76bc251400b0dbe05a

Продолжение...

4 часть. Дорога к храму https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5dade2343639e600af7a5d86/5e15469798fe7900b031862c/edit