Здравствуйте друзья! Приветствую вас на своем канале.
Небольшое вступление, прежде чем перейду к самому происшествию. Иначе непонятно будет тем, кто в шахте не работал. Самое интересное потом. Так что читайте, не спешите уйти.
- Это случилось в середине 80-х. Я тогда работал ГРОЗОМ (горнорабочим очистного забоя) на шахте. Способ добычи был самым древним. Бурили шпуры, в них вставляли патроны с аммонитом, потом этот шпур трамбовали глиной. Уголь взрывали, обычно по три шпура, зачищали завал, и выгружали уголь. На рештаки, мы называли это мертвые рештаки, так как они были голые, ни цепей ни привода. Потому что угол падения пласта был 35 градусов, и по этим рештакам уголь уходил со свистом.
- Рештак весит 50 килограмм, длина 2.5м. Вычищаешь забой метра на три, укладываешь рештак, они ушами упираются в нижний рештак, и чистишь забой под следующий рештак. А следом другие грозы крепят забой, деревянными стоиками, подхватами и затяжкой (такие досточки для перетяжки кровли). И так до конца, сколько отпалил (взорвал) горной массы.
- Обычно звено (смена), распаливали уголь на 30 метров, около 100 тонн. Это 90 шпуров. А аммонит, мы палили ПЖВ - 20, привозили в отдельном составе. Мы ездили на пассажире (так называли пассажирский состав), а через полчаса приезжал аммонит.
- Там один деревянный вагон с аммонитом, а взрывники с детонаторами и сумконосы (люди, которых оставляли в помощь взрывнику) в пассажирском вагоне. Аммониту мы расходовали за смену около 40 кг. Для того и нужны были сумконосы, для них были специальные самодельные сумки, из венттрубы.
- Наш пай был где то в середине лавы. Мы пришли, начали шпуры зачищать, лес готовить. Лес доставляли специальные горнорабочие, их называли лесогоны. Они раскладывали по лаве лес, для каждой смены. Складывали не на рештаки, а в завальную нитку.
- И тут начинается самое главное. Приходит сумконос, глаза по чайнику, заикаться начал даже, и обращается к звеньевому:
- Бугор, я ттут тттакую ккаттастроффу ссоввершил!
- Что там опять случилось, - спрашивает, ничего не понимающий зненьевой.
- Ддда я дддинамммит упустттил!
Потом уже мы узнали подробности. Дотащил он до лавы мешок, а он больше 30 килограмм весит, конечно устал. А там лесогоны, ковырялись с лесом, приколисты еще те. Ну, один из них и говорит:
- Ты какого хрена на себе сумку тащишь, бросай ее на рештаки, там ребята и поймают. Ну и бросил он сумку на рештаки. Она, естественно, пролетела пулей по всей лаве. Хорошо в ленте никто из ас не стоял. Сшибло бы насмерть.
- Мы даже ничего не слышали. Побежали все вниз, и кое как нашли эту сумку. Патроны были целые, так что мы все зарядили, отпалили и т.д. Наряд был выполнен. А этот сумконос недавно устроился на шахту, раньше где то в торговле работал, лет под сорок ему было, видно льготный стаж решил заработать.
Вот и понимаешь, после таких случаев, что правила безопасности не зря написаны. Там прописано, взрывчатка и детонаторы ни в коем случае не переносятся в одной сумке. Если бы они были вместе, пальнуло бы так, что всю лаву бы завалило.
Кстати про лесогонов такая байка ходила. Был тогда директор шахты Каминский (еще в 60-х годах). А тогда еще шурфами лес доставляли, прямо с гор. Ну а там теплушка с печкой. И лесогоны на соседних полях картошку тырили, и в печке пекли. Приходит как то одна бабуся к Каминскому:
- Батюшка, твои рабочие у меня картошку выкапывают.
- Да это лесогоны, поди.
- Нет не лесогоны, следы то человечьи.
Друзья, если история понравилась, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки. Нужна поддержка.