Ровно 92 года назад, 7 января 1928 года совершил свой первый полет легендарный биплан конструкции Николая Поликарпова.
На Ходынском поле столицы СССР летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух двухместный биплан "У-2", что означало "Учебный-Второй".
Во время Великой Отечественной войны наш легендарный полк Ночных ведьм -46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Таманский Краснознамённый и ордена Суворова полк ( 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк ) был оснащён именно этими самолетами.
При формировании в полку было 20 самолётов, потом их численность возросла до 45. На окончание войны в строю было 36 боевых самолётов.
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. (До войны на этих машинах лётчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150—200 кг. Но за ночь самолёт успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
— И. В. Ракобольская, Н. Ф. Кравцова. Нас называли ночными ведьмами
НОЧНЫМ ВЕДЬМАМ посвящаю...
По возрасту и полу нет поблажек.
Коль летчицей ты захотела стать.
Из Тань, Марин, Ирин, Ларис и Сашек,
Пилоты мы! Одна другой под стать.
Обрезав косы, чтобы не мешали,
В огромных сапогах, мужских шинелях,
Попасть скорей на фронт мы все мечтали,
Нацистов свору победить хотели.
Учебные полеты днем и ночью…
Мы впитываем знания, как губки.
Взлетая, разрываем тучи в клочья,
Готовы в небе проводить хоть сутки…
Фанерный самолет стал нам послушен…
Мы с ним одно…Летаем душа в душу…
И на войне сейчас он очень нужен!
Он нам, а мы ему еще послужим.
В родное небо страстно влюблены,
Достигнув все поставленные цели,
И жаждою побед окрылены,
Фашистов бить, на фронт мы полетели.
Воздушные небесные создания
Шутливо называли «Дунькин полк».
Наш командир-названью оправданье
Бершанская , в полетах знала толк.
По-2 с учебной птички, стал военной.
Ночным бомбардировщиком, трудягой.
Под крыльями летал он с ношей ценной…
Бомбил нещадно фрицев, работяга…
Наш полк весь состоял лишь из девчонок…
И техники, и штурманы, пилоты.
Не знаю, как хватало нам силенок,
Для самой, что ни есть, мужской работы…
По восемь взлетов и дай Бог, посадок…
Без рации, оружия и света,
И парашюта нет, таков порядок…
В дожди, снега, весной, зимой и летом.
У комполка, Бершанской Евдокии,
Не побалуешь, строгость и порядок…
А как иначе. Времена лихие…
И смерть всегда летает где-то рядом…
Зенитчики, лучи прожекторов,
Охотятся за нашей этажеркой,
И ночи не спасает нас покров,
Немецкий ас стреляет очень метко…
На бреющем полете, сбавив газ,
К искомой цели тихо подлетали,
Кидали вниз светящийся фугас,
Чтобы понять, что маху мы не дали.
Вручную еще бомбы надо сбросить.
А в нас с земли палит, все что возможно.
И каждая секунда жизнь уносит…
И уцелеть, в таком аду так сложно…
Фанерный самолет горит, как спичка…
Нам надо увернуться постараться.
И этому не учит методичка…
За нами смерть пытается угнаться...
«Нет… Нет… Мы не допустим. Мы сумеем,
Мы вырвемся из огневого ада.
Сегодня вновь врага мы одолеем…
Дожить нам до Победы еще надо…»
Такие мысли видимо у каждой…
Дошедшей до Берлина и погибшей…
С земли увидев самолет однажды,
На веки его крылья полюбившей.
И каждый раз свой страх подальше спрятав,
Летели в тыл врага мы на заданье.
Уничтожали фрицев мы проклятых,
Принесших нашей Родине страданье.
А если выпадала передышка,
Писали письма, о любви мечтали.
Мы пели песни и читали книжки,
О планах на грядущее болтали…
Губная, пудра, карандаш для глазок…
И баня, если очень повезет,
И речка хороша! Для стирки тазик…
Вода Кубани нас с тобой спасет…
Белье сушили прям на самолетах…
И под открытым небом часто спали.
И редко, когда не было полетов,
Флакончики духов мы доставали.
И бигуди бумажные, а что?..
Ведь и война закончится когда-то.
Мы будем все красивыми зато!
Мы женщины, хотя сейчас солдаты!
Девчонки, ну представьте, мы в бою,
И я случайно ранена. Немного….
Сажу машину в поле, на краю…
И тут деревня…и ко мне дорога…
Увидели солдатики, бегут,
А я должна быть к этому готова!
Ну, пусть меня красивую найдут…
И что же здесь такого, право слово…
Да вот смотрите, прям сейчас над нами,
Соседний полк выводит виражи…
Мы ведь воюем днями и ночами…
Ну что плохого в красоте, скажи?
И вот такие приходили мысли.
На фронте жить всем хочется вдвойне.
О мире надо думать во всех смыслах…
О чем еще нам думать на войне.
Когда сгорают в небе факелами,
За несколько минут твои подруги.
И сердце обливается слезами,
И кажется, что нет сильнее муки.
В какой-то миг четыре экипажа…
В них каждой только где-то двадцать пять…
И как же им наверно было страшно…
Как можно боль такую испытать…
Их пять прожекторов с земли поймали…
И истребитель расстрелял в упор.
И за мгновенье девочки сгорали,
А мы вчера несли какой-то вздор…
Спастись здесь невозможно…Обреченность…
Открытые фанерные кабины…
Конечно, для нас это все не новость.
Несовершенны люди и машины.
Но нас не зря фашистский зверь боится.
И «ведьмами» не зря нас окрестили.
Мы с новой силой продолжаем биться.
За тех, кто в битве голову сложили.
А ассы из Люфтваффе тянут жилы,
Чтоб получить за нас железный крест…
Кресты им не на грудь, а на могилы.
А для могил достаточно всем мест.
Дошел наш полк Гвардейский до Рейхстага.
А если быть точнее…Долетел.
Победы стяг. Награды за отвагу.
Народ советский все преодолел.
За что мы воевали? За любовь!
За Родину! За будущих детей!
Мы погибали, проливали кровь,
За мир спокойный на планете всей…
Снежана Аэндо
Перерывы между вылетами составляли 5—8 минут, порой за ночь экипаж совершал по 6—8 вылетов летом и 10—12 зимой.
Всего самолёты находились в воздухе 28 676 часов (1191 полных суток).
Лётчицами было сброшено более 3 тысяч тонн бомб, 26
000 зажигательных снарядов. Полк уничтожил и повредил 17 переправ, 9 железнодорожных поездов, 2 железнодорожные станции, 26 складов, 12 цистерн с горючим, 176 автомобилей, 86 огневых точек, 11 прожекторов.
Было вызвано 811 пожаров и 1092 взрыва большой мощности.
Также, было сброшено 155 мешков с боеприпасов и продовольствием окружённым советским войскам.
В 1944 году после смерти Поликарпова "У-2" был переименован в честь конструктора в "По-2". Он был изготовлен в основном из фанеры с полотняной обтяжкой, маленький (длина - 8 метров, размах крыльев - 11,4, вес 890 килограммов), несложный и недорогой летательный аппарат приобрел к тому времени легендарную славу. На нем осваивали азы пилотирования, его использовали в сельском хозяйстве, для санитарных и почтовых перевозок, в аэрофотосъемке. Был он и связным самолетом, и даже легким ночным бомбардировщиком (грузоподъемность - 350 килограммов бомбовой нагрузки). А известную кличку "кукурузник" он получил за способность приземляться на любом клочке сельхозугодий.
Самолет стал одним из самых массовых в мире.
Снега Пад