Найти в Дзене
Alien_kaa

Родительские запреты и как они влияют на нашу жизнь. Часть 3

Оглавление

В одной из статей я говорила о 12 "заповедях" родителей - о запретах. По-другому они еще называются предписания. Давайте же разберем их немного подробнее. Первую и вторую часть мы уже разобрали. Теперь разберем третью, заключительную.

Не живи

Очень опасное предписание. Формируется при физическом насилии. Также может формироваться, если в раннем возрасте человек пережил смерть братьев или сестер. К сожалению, формируется достаточно легко (иногда достаточно один раз сказать одну из нижеперечисленных фраз). Некоторые родители считают хорошим средством для воспитания ремень, не понимая, что они подвергают ребенка физическому насилию, которое зарождает в нем губительные решения. Решение ребенка: «Лучше бы я умер/не родился».

Проявляется через фразы:

  • «сгинь/сдохни»
  • «я тебя сейчас прибью»
  • «лучше бы тебя не было»
  • «ты мне всю жизнь испоганил(а)»
  • «если бы тебя не было, я мог(ла) бы…»
  • «чтоб глаза мои тебя не видели»
  • «я из-за тебя …, а ты вообще ничего не ценишь»

Маркеры данного предписания у взрослых:

  • Попытки суицида
  • Нанесение, попытки мысли и фантазии о физическом повреждении себя или других
  • Физические повреждающие зависимости или злоупотребление веществами
  • Чувствуют себя бесполезными, нежеланными, нелюбимыми
  • Сообщения о физическом оскорблении родителями
  • Сценарии, когда человек пытается исчезнуть из жизни (например, заболев, игнорирует лечение; попадает в тюрьму)

-2

Не думай

Предписание, формирующееся, когда за ребенка уже все решили, обо всем подумали: что ему есть, во что он будет одет, холодно ли ему, кем ему нужно стать, когда он вырастет. Родители могут поощрять мыслительную пассивность (это же может быть удобно). Решение ребенка: «Я не буду думать, родители правы».

Проявляется через фразы:

  • «Ты дурак!»
  • «Ты не думаешь своей головой!»
  • «Не думай о…»
  • «Не бери в голову»
  • «Много будешь знать – скоро состаришься»
  • «Любопытная Варвара»
  • «Хватит почемучкать!»
  • «Ты ничего не понимаешь»
  • «Хватит думать, давай делай/решай»

Маркеры данного предписания у взрослых:

  • Привычная «пустота в голове», смущение при столкновении с проблемами
  • Типичные фразы «Я не могу думать», «мысли убежали», «голова пуста»
  • Эскалация чувств вместо размышлений

-3

Не будь ребенком

Зачастую формируется, если ребенок в раннем возрасте должен физически или эмоционально обслуживать потребности семьи (когда появляется младший брат или сестра и маленький ребенок «вдруг» становится «взрослым», или когда кто-то из родителей жалуется ребенку на свою нелегкую долю). Как правило, родители такого ребенка могли быть сами лишены нормального детства, поэтому в их опыте нет модели «быть ребенком». Возможно, были старшими или единственными детьми в семье. Решение ребенка: «Мне нужно поскорее вырасти, чтобы меня любили».

Проявляется через фразы:

  • «детей нужно видеть, но не слышать»
  • «что ты как маленький»
  • «в твоем возрасте я уже …»
  • «когда ты уже повзрослеешь!» (применительно к маленькому ребенку)
  • «как тебе не стыдно, ты же уже большой(ая)!» (применительно к маленькому ребенку)

Маркеры данного предписания у взрослых:

  • Привычная напряженность и серьезность в манерах
  • Неловкость, когда надо иметь дело с детьми, дискомфорт от игр и спонтанного проявления
  • Воспоминания, что родители сердились на игру или спонтанное проявление

-4

Не достигай

Предписание, которое формируется, когда родитель не ценит успехи ребенка, не хвалит его. Еще один способ формирования – если родитель ревностно, с завистью относится к успехам ребенка, показывая это вербально или невербально. Идея родителя может заключаться в следующем: «Не показывай мне, что я чего-то не знаю/что моя жизнь прошла зря». Решение ребенка: «Я никогда ничего не смогу достичь/мне никогда не добиться успеха»

Проявляется через фразы:

  • «тише едешь – дальше будешь»
  • «не высовывайся»
  • «вот у меня не было таких возможностей, а у тебя есть, поэтому ты должен хорошо учиться/иметь престижную работу/etc»
  • «тебя вообще не спрашивали»
  • «ты все делаешь неправильно!»
  • «Подумаешь, пятерка! Вот если бы ты принес две пятерки…»
  • «Природа отдыхает на детях талантливых родителей»

Маркеры данного предписания у взрослых:

  • Психосоматические заболевания как способ самосаботажа
  • Привычная модель самосаботажа, особенно если есть «угроза» значимых достижений (пустота в голове на экзамене)
  • Часто сочетается с более поздним решением «много работай»

Используете ли Вы какие-то из вышеперечисленных «воспитательных» фраз и стратегий? И будете ли использовать их и далее?