В одной из статей я говорила о 12 "заповедях" родителей - о запретах. По-другому они еще называются предписания. Давайте же разберем их немного подробнее. Первую и вторую часть мы уже разобрали. Теперь разберем третью, заключительную.
Не живи
Очень опасное предписание. Формируется при физическом насилии. Также может формироваться, если в раннем возрасте человек пережил смерть братьев или сестер. К сожалению, формируется достаточно легко (иногда достаточно один раз сказать одну из нижеперечисленных фраз). Некоторые родители считают хорошим средством для воспитания ремень, не понимая, что они подвергают ребенка физическому насилию, которое зарождает в нем губительные решения. Решение ребенка: «Лучше бы я умер/не родился».
Проявляется через фразы:
- «сгинь/сдохни»
- «я тебя сейчас прибью»
- «лучше бы тебя не было»
- «ты мне всю жизнь испоганил(а)»
- «если бы тебя не было, я мог(ла) бы…»
- «чтоб глаза мои тебя не видели»
- «я из-за тебя …, а ты вообще ничего не ценишь»
Маркеры данного предписания у взрослых:
- Попытки суицида
- Нанесение, попытки мысли и фантазии о физическом повреждении себя или других
- Физические повреждающие зависимости или злоупотребление веществами
- Чувствуют себя бесполезными, нежеланными, нелюбимыми
- Сообщения о физическом оскорблении родителями
- Сценарии, когда человек пытается исчезнуть из жизни (например, заболев, игнорирует лечение; попадает в тюрьму)
Не думай
Предписание, формирующееся, когда за ребенка уже все решили, обо всем подумали: что ему есть, во что он будет одет, холодно ли ему, кем ему нужно стать, когда он вырастет. Родители могут поощрять мыслительную пассивность (это же может быть удобно). Решение ребенка: «Я не буду думать, родители правы».
Проявляется через фразы:
- «Ты дурак!»
- «Ты не думаешь своей головой!»
- «Не думай о…»
- «Не бери в голову»
- «Много будешь знать – скоро состаришься»
- «Любопытная Варвара»
- «Хватит почемучкать!»
- «Ты ничего не понимаешь»
- «Хватит думать, давай делай/решай»
Маркеры данного предписания у взрослых:
- Привычная «пустота в голове», смущение при столкновении с проблемами
- Типичные фразы «Я не могу думать», «мысли убежали», «голова пуста»
- Эскалация чувств вместо размышлений
Не будь ребенком
Зачастую формируется, если ребенок в раннем возрасте должен физически или эмоционально обслуживать потребности семьи (когда появляется младший брат или сестра и маленький ребенок «вдруг» становится «взрослым», или когда кто-то из родителей жалуется ребенку на свою нелегкую долю). Как правило, родители такого ребенка могли быть сами лишены нормального детства, поэтому в их опыте нет модели «быть ребенком». Возможно, были старшими или единственными детьми в семье. Решение ребенка: «Мне нужно поскорее вырасти, чтобы меня любили».
Проявляется через фразы:
- «детей нужно видеть, но не слышать»
- «что ты как маленький»
- «в твоем возрасте я уже …»
- «когда ты уже повзрослеешь!» (применительно к маленькому ребенку)
- «как тебе не стыдно, ты же уже большой(ая)!» (применительно к маленькому ребенку)
Маркеры данного предписания у взрослых:
- Привычная напряженность и серьезность в манерах
- Неловкость, когда надо иметь дело с детьми, дискомфорт от игр и спонтанного проявления
- Воспоминания, что родители сердились на игру или спонтанное проявление
Не достигай
Предписание, которое формируется, когда родитель не ценит успехи ребенка, не хвалит его. Еще один способ формирования – если родитель ревностно, с завистью относится к успехам ребенка, показывая это вербально или невербально. Идея родителя может заключаться в следующем: «Не показывай мне, что я чего-то не знаю/что моя жизнь прошла зря». Решение ребенка: «Я никогда ничего не смогу достичь/мне никогда не добиться успеха»
Проявляется через фразы:
- «тише едешь – дальше будешь»
- «не высовывайся»
- «вот у меня не было таких возможностей, а у тебя есть, поэтому ты должен хорошо учиться/иметь престижную работу/etc»
- «тебя вообще не спрашивали»
- «ты все делаешь неправильно!»
- «Подумаешь, пятерка! Вот если бы ты принес две пятерки…»
- «Природа отдыхает на детях талантливых родителей»
Маркеры данного предписания у взрослых:
- Психосоматические заболевания как способ самосаботажа
- Привычная модель самосаботажа, особенно если есть «угроза» значимых достижений (пустота в голове на экзамене)
- Часто сочетается с более поздним решением «много работай»