Весь 2019 год я собирала картины. Собирала везде, где могла: на выставках, в книгах, в социальных сетях. И собрала 100 штук. Изначально это был просто список произведений, которые мне понравились. Но затем мне стало интересно: а чем именно они цепляют? Нет места лучше чем личный блог для поиска ответа на этот вопрос. Вы находитесь в первом посте цикла «Глазами дизайнера»
Почему глазами дизайнера? Потому что не искусствоведа)) Если вы пришли за серьезным анализом, боюсь, я вас разочарую. Мне хочется создать атмосферу дружеских посиделок, не занудствовать и как можно проще раскрыть самую суть картин.
Художники не дизайнеры, но у нас есть что-то общее :)
А почему цикл открывает «Неизвестная»? Это и для меня стало неожиданностью. Изначально, первый пост должна была открывать другая картина. Вмешался случай. Как-то вечером, перебирая старые фотоальбомы, я нашла открытку 1946 года. На этой открытке была «Неизвестная» Крамского. Естественно, я запостила её. Многие знакомые пост оценили, но очень многие стали спрашивать в личку что это за родственница. Среди них были даже дизайнеры! Это меня очень напрягло, ведь «Неизвестную» называют «русской Моной Лизой», а в итоге...
«Русская Мона Лиза»
Сравнение с Джокондой обусловлено наличием и там и там загадкой. На выставке 1883 года, где картина была представлена впервые, она вызвала настоящий ажиотаж. Кто эта женщина? Почему она едет одна? И почему автор засекретил её личность?
Слишком хайповый шмот
Мало ли портретов неизвестных девушек и юношей писали художники? В любом музее можно найти портрет некой герцогини или неизвестной крестьянки. Дьявол, как всегда, в деталях. Начнем с одежды. Дамы 19 века очень трепетно относились к гардеробу. Дорогой модный аксессуар мог быть только один. А здесь на даме одновременно дорогой головной убор с пышными перьями, соболиное манто и изысканные перчатки. Для современников это выглядело примерно так:
Напрашивается вывод: либо дама не в курсе устоявшихся правил и демонстрирует себя во всей красе, либо намеренно эти правила нарушает.
Здесь не занято?
Согласно этикету тех времен, дамы не могли находится в коляске одни. Здесь же она гордо смотрит на нас, мол вот я в Питере, а вы нет. Слева от неё должен находится мужчина, как минимум слуга.
Но, крайне подозрительно оказалось и то, что Крамской сделал из личности «Неизвестной» настоящую тайну. В документах художника нет ни одного упоминания о ней.
Это княгиня?
Существует несколько версий относительно личности изображенной дамы. Многие склоняются, что это княгиня Екатерина Долгорукова (Юрьевская). Она была второй морганатической женой императора Александра II. Художник начал писать её портрет еще при жизни Александра. Этот роман в обществе не то чтобы приветствовали, поэтому после гибели императора и последующей высылки княгини, художник изменил черты «Неизвестной» до неузнаваемости. Но это лишь догадки. У Маковского есть портрет этой княгини 1880 года (за 3 года до Крамского) и при всём желании я не могу представить эту женщину на месте «Неизвестной»:
Это тайная любовь художника?
Есть красивая романтическая легенда, что на самом деле это тайная любовь художника крестьянка Матрёна Саввишна, вышедшая замуж за дворянина Бестужева. В частном собрании Д. Фридриха в Праге хранится этюд, судите сами:
А может, Крамской – тролль?
А еще есть хулиганская версия, что Иван Николаевич банально изобразил проститутку в центре Санкт-Петербурга...
Кто эта женщина на самом деле мы никогда не узнаем, споры не утихают до сих пор, возможно есть еще версии, которые я не нашла. Картина обрела свое место в современной культуре, часто появляется в мемах и тематических сообществах. Думаю, мы еще долго будет гадать, что же скрывается за этим таинственным и грустным взглядом.
Продолжает цикл «Павлин под ярким солнцем»
Понравилась статья? Не забудь поставить большой палец вверх и подписаться на канал :)