Найти в Дзене
Vadim Kharichkov

Нужно ли маркетологу уметь программировать?

Если коротко, то да.

За свою карьеру я познакомился с более чем сотней коллег по профессии. Из них умели программировать и активно этим пользовались по работе трое. Включая меня. Вопрос в том, является ли программирование нишевым маловостребованным навыком для маркетолога, или же это тренд?

Работа современного маркетолога все более смещается в сторону цифрового маркетинга. Это неоспоримая тенденция. Чем больше вы работаете над созданием новых лендингов, расширением функционала сайтов, развитием различных каналов привлечения лидов, настройкой новых рекламных кампаний в Google Ads и Yandex Direct, обработкой аналитики, тем чаще вы натыкаетесь на пределы своих профессиональных возможностей. В этой точке логичным шагом становится заход в мир программирования, благо теперь это легче, чем когда бы то ни было.

Вот несколько примеров, где навыки программирования позволяют преодолеть эти ограничения:

  1. Навыки программирования позволяют быстро создавать и размещать полезные для клиента виджеты на сайте. Например, если на продвигаемом вами ресурсе повесите виджет, который наглядно показывает, что ваша цена лучше чем в других магазинах, то вы моментально получите серьезное конкурентное преимущество (допустим, скрипт мониторит цены на сайтах конкурентов и меняет их автоматически в пределах допустимого). Да, можно заказать разработку подобного виджета на стороне или попытаться найти готовый модуль. Но для получения серьезного преимущества вам, скорее всего, придется разработать несколько подобных "примочек". Найти готовый модуль именно под себя сложно. Стоимость заказа у стороннего разработчика и последующие доработки могут "съесть" весь выигрыш в деньгах, да и времени уйдет больше.
  2. Программирование позволяет заниматься качественной аналитикой эффективности рекламных кампаний. Нынешние популярные платформы по размещению контекстной рекламы позволяют делать аналитические выгрузки. Но по своей, выгодной для себя форме, которая не всегда достаточно информативна для рекламодателя. Вместе с тем, они, как правило, предоставляют также API. Это программный интерфейс, который позволят автоматизировать сбор статистики или менять параметры кампаний "на лету" согласно собственным потребностям. Это тоже может стать серьезным оружием маркетолога в борьбе с конкурентами.
  3. Использование механизмов API вашей CRM позволит вам оптимизировать процессы лидогенерации для отдела продаж. Например, если вы напишите скрипт, который сможет оперативно генерировать лиды из социальных сетей и кидать их CRM, вы также серьезно "прокачаете" маркетинг компании.
  4. Можно начать работать с большими данными. Парсингом, проще говоря. Речь идет не только о социальных сетях и геоинформационных системах, но также о крупных тематических форумах и государственных порталах, наподобие nalog.ru, gosuslugi.ru и zakupki.gov.ru. Не буду сдавать все карты, но с одного из этих ресурсов приток лидов в моей компании гораздо больше, чем с контекстной рекламы. При этом бюджет на порядок меньше. Для эффективной обработки больших данных нужно включать дополнительные фильтровальные механизмы, такие как автоматическая рассылка или автоматический прозвон. Таким образом, на выходе получается такой же теплый или даже горячий лид, как из "контекста".

Способов применения навыков программирования в маркетинге гораздо больше. Я перечислил лишь те, которыми сам пользуюсь и которые реально приносят результаты.

Итак, какие языки программирования стоит учить маркетологу в 2020 году? Мой выбор субъективен, но основан на десятилетнем опыте и успешных кейсах.

  1. РHP. Этот язык сдает позиции, но по-прежнему мега-популярен в России. Знание этого языка позволит вам "клепать" виджеты, писать парсеры и мять шаблоны Joomla, Wordpress, Bitrix под себя как вам заблагорассудится.
  2. Python. Менее распространен в России, но бурно растет в популярности. За ним будущее. Парсить удобнее, чем на PHP. Очень серьезный задел по обработке аналитики. Искусственный интеллект, машинное обучение - также Python. При этом функционал последних все более и более можно задействовать в повседневных бизнес-задачах.
  3. Autohotkey - самый простой в освоении и самый удобный для парсинга и автоматизации задач язык. Моя первая любовь в программировании. Больше всего подходит как первый язык для маркетолога.
  4. JavaScript - виджеты и парсинг. Очень популярен и полезен.
  5. SQL, RegEx. Хотя формально и являются языками программирования, но по факту играют вспомогательную роль. RegEx сделает вас богом поиска данных (нужен для парсинга). SQL позволит вести крупные базы данных если станете маркетинговым гуру "биг даты".

Как выучить язык программирования? Как умеете. Можете через книги или университетские курсы, но я рекомендую Курсеру или Юдеми. В конце концов, мы в маркетинге люди довольно творческие и рано или поздно маркетинг может наскучить. В этом случае вы уже будете сложившимся программистом.