Цель этого материала - предупредить действительных студентов и недавних выпускников об особенностях следования образовательной стезей по стандарту 42.03.01 Реклама и связи с общественностью. Основание делать это мне дают более десяти лет непрерывной работы по специальности, шестизначная зарплата будучи региональным специалистом (которая косвенно указывает на уровень квалификации) и опыт подбора на работу недавних выпускников.
Начну с того, что еще в 1999 году на первом курсе СО начали закрадываться подозрения о том, что программа обучения в вузе представляет собой полумошенническую схему. Подозрения утихли после отъезда в Америку, где продолжил образование. После возвращения решил доучиваться заочно оставшийся год, который из-за изменений в стандартах образования превратился в два. Имея хорошие примеры для сравнения, я окончательно разочаровался в отечественном образовании по данному направлению. И вот, почти десять лет спустя, мнение и горечь по этому вопросу лишь усилились.
С ходу стоит отметить, что шансы весомо таковы, что вы не будете работать по специальности. Дело в том, что реклама и связи с общественностью - достаточно узкие специализации. В 90% случаев “специалист по связям с общественностью” в малом и среднем бизнесе фактически является маркетологом, исполняя множество функций вне изначальной специализации. Необходимостью в специалистах в сфере СО обладают лишь крупные компании и государственные структуры. На практике же они часто предпочитают взять опытного журналиста, кадровика, блогера, человека смежной специальности из своей компании, а не выпускника профильной специальности.
Проблема усугубляется тем, что при подборе молодых профильных специалистов сложно найти претендентов с необходимыми для работы навыками и знаниями. Вместе с тем, хороший специалист без профильного образования но с опытом работы справляется с поставленными задачами быстрее и лучше.
Таким образом, проблема текущей системы образования СО в том, что оно неполное и по большей части ненужное. Сам стандарт 42.03.01 обозначает требования к специалисту в общем правильно. Но по причине быстрых изменения в профессии не вдается в подробности. А они имеют большое значение. Например, в стандарте указано, что одной из основных профессиональных задач бакалавра является “разработка, подготовка к выпуску, производство и распространение рекламной продукции, включая текстовые и графические, рабочие и презентационные материалы в рамках традиционных и современных средств рекламы.” Но на практике очень редко кто такими навыками обладает после окончания вуза. Для примера, перед неким молодым специалистом ставится задача организовать выступление спикеров из компании на крупном мероприятии в соседнем городе. Привлечение участников встречи должно осуществляться с использованием клиентской базы CRM с 25000 контактов. Для реализации этого нужно, во-первых, сделать массовую рассылку по электронной почте (при этом молодой специалист часто впадает в ступор от необходимости аутентификации аккаунта рассыльщика по SPF и DKIM записям), во-вторых, создать лэндинг события в едином фирменном стиле с формой регистрации по уже купленном шаблону во фреймфорке Bootstrap. На этом этапе часто выясняется, что рудиментарных знаний html недостаточно, а необходимы глубокое понимание как CSS, так и имеющегося фреймворка, так и дизайнерские навыки. И вот эти “создание лендинга” и “организация рассылки” четко ложатся в канонические “производство и распространение рекламной продукции” из стандарта. В третьих, нужен опыт проведения мероприятий. Иначе из-за мелких недочетов можно смазать или провалить мероприятие в целом. Все эти навыки можно приобрести на работе. Но чем студент занимался в вузе?
Кроме того, можно посетовать на отсутствие профессиональной квалификации дизайнера, веб-мастера, программиста, event-менеджера. Но требования быть профессионалом всех этих сфер не стоит. Необходимо лишь знать те части этих профессиональных областей, которые требуются в маркетинге. Для выполнения задачи можно нанять вышеназванных специалистов под проект на аутсорсе. Но это замедлит процесс, может удорожить его вплоть до потери целесообразности и повиснет ярмом на перспективах увеличения зарплаты самого специалиста.
Большинству этих навыков в вузах не обучают. Вместо этого учебная программа изобилует нерелевантным для профессии балластом - политологией, социологией, историей предпринимательства, микро\макроэкономикой, философией, культурологией, религиоведением и т.д. К слову, эти предметы важны для целостного формирования мировоззрения личности при условии правильной подачи материала и готовности воспринимать у учащегося. Однако, надо честно отдавать себе отчет в том, что в нынешних реалиях эти предметы абсолютно бесполезны для данной специальности.
Скажу более, 90% материалов из таких казалось бы профильных предметов как Психология массовых коммуникаций, Теория и практика рекламы, Теория и практика связей с общественностью, Основы менеджмента, Основы маркетинга, Маркетинговые исследования и ситуационный анализ, навсегда ложатся ненужным хламом в дальних уголках сознания. Проблема в несвоевременности их подачи. Основы менеджмента, к примеру - не лучше ли солдата учить как быть солдатом, в не давать ему офицерские курсы повышения квалификации? Помимо этого, в нашей системе образования присутствует совершенно никчемная традиция 20% учебного процесса тратить на изучение истории возникновения того или иного предмета, иногда обращая их в отдельный предмет. Например, специалисту маркетинга нужно знать кое-что о современной журналистике. Но чего ради учить историю журналистики, рекламы, психологии или предпринимательства? Это совершенно неуместно для данной специальности.
Суть полумошеннической схемы в образовании по данному направлению такова - в вузе уверяют, что готовят бакалавра/специалиста в области связей с общественностью, но в действительности дают общее гуманитарное образование. Метафора такова: заказываешь в ресторане ризотто, расплачиваешься, но приносят горсточку риса, много тушенки, уксус, кирпичи и куриную голову. Просят приготовить “ризотто” самому, обязательно используя все предъявленные компоненты под угрозой быть выгнанным из ресторана. В конечном итоге приходится искать правильный рецепт и компоненты самому и готовить ризотто дома или на работе.
Механика зарождения этой несправедливости и глупости такова: методист (как правило, не имеющий или имеющий очень ограниченное отношение к специальности) берет в руки стандарт, затем смотрит на наличие и занятость имеющегося преподавательского состава. Исходя из этих двух факторов и прописывается учебная программа. Далее, преподаватель который всю карьеру читал лекции по социологии, начинает вдруг уверенно учить студентов “рекламным коммуникациям как что-то там”. Чему он их научит также не имея реального опыта работы в индустрии, тем более ни разу не побывав на руководящей должности? Учитывает ли методист реальные потребности рынка и какие навыки требуются от специалиста на рабочих местах? Судя по качеству знаний выпускников - оба ответа отрицательные.
Развивая предыдущую метафору - в поваренной книге упомянутого ресторана без подробностей написано, что ризотто это тушеное блюдо из риса, бульона и вина. Но вина в ресторане не нашлось, пришлось заменить на уксус. На бульон была только куриная голова и тушенка. Риса тоже мало, поэтому добавили кирпичей. Все равно есть поварам это не придется и им в любом случае заплатят.
Не помогает решить вопрос и устаревшая практика начетничества в вузах, когда вместо того, чтобы предоставлять студенту набор учебных материалов в печатном и электронном виде, закрепляя знания на практических занятиях, преподаватели играют роль магнитофонов, а студенты - пишущих магнитофонов.
Тем не менее, критикуя - предлагаю. Рекомендации по образовательной программе для специалистов СО таковы:
- Увеличить количество часов по русскому языку и литературе. Помимо стилистики, пунктуации и орфографии, сделать упор на навыки тезисного изложения мыслей через написание многочисленных эссе, сочинений и статей. На момент окончания вуза студент должен иметь не менее полутора сотен качественных материалов размером от одной страницы. Совет для студента - пиши в ЖЖ, Дзене, онлайн-журналах и т.д. Должно быть портфолио из статей, которые покажешь на собеседовании.
- Поднять часы изучения английского языка до 5-7 часов в неделю на протяжении всего обучения в вузе. Большинство лучших и новых образовательных материалов издаются или появляются в сети сперва на английском языке. Специалист должен иметь возможность ознакомиться с ними еще до перевода на русский язык. Кстати, как человек говорящий на четырех языках, уверенно заявляю, что “профильный” английский язык (Иностранный язык в сфере рекламы и связей с общественностью, Деловой иностранный язык) - не существует. Если ты знаешь язык хорошо, то смысл терминов будешь понимать контекстуально. Если как большинство не знаешь, то никакой “профильный” язык тебе не поможет. Это выдумка людей, которые сами плохо владеют языками. Совет для студента - ходи на курсы английского религиозно.
- Ввести предметы живописи, рисования и дизайна. Все задачи связанные с изготовлением рекламных материалов (а это большинство задач) требуют развитого чувства стиля и художественного вкуса. Без этого навыка, как правило, специалист скатывается во “вкусовщину” или идет на поводу у руководителя, который тоже часто склонен к “вкусовщине”. Между тем, законы построения композиций, цветовой сочетаемости, визуально баланса - универсальны. Для приобретения этих навыков достаточно нарисовать сотню-другую натюрмортов, портретов, пейзажей и композиций под руководством преподавателя. Здесь же включить изучение соответствующих программных продуктов от Corel и Adobe. Совет для студента - ходи в вечернюю художественную школу, зарабатывай мелкими дизайнерскими разработками. Или хотя бы рисуй для себя. Кистями, карандашом, на графическом планшете - не важно.
- Увеличить число часов по компьютерной грамотности. Студент должен понимать структуру работы сети Интернет, уметь хорошо пользоваться html и css, иметь опыт создания сайтов с нуля. Крайне желательно обучить простому языку программирования, так как впоследствии эти навыки помогут автоматизировать многие задачи в сфере маркетинга. Совет для студента - создавай сайты и зарабатывай на этом. Дешевые лендинги сейчас нужны всем. Веди сообщества в ВК, Фейсбуке, Инстаграме - везде, где можешь. Напиши хотя бы одну полезную программу.
- Обучить видеосъемкам и монтажу. Также важны навыки режиссуры и фотосъемок. Важность видеорекламы в интернете возрастает. Быстрее и дешевле выпускать ее самостоятельно внутри компании без привлечения сторонних специалистов. Совет для студента - стать видеоблогером. Просто снимай, монтируй и публикуй, даже если подписчиков немного.
- Сделать элективными непрофильные или слабопрофильные курсы, наподобие политологии, социологии, психологии, истории и т.д. Нет смысла держаться за них, тем более что ретенция по этим предметам у студентов очень низкая. И неудивительно - ведь эти знания очень редко используются. Будет больше пользы, если хотя бы вуз не отобьет интерес к этим дисциплинам, принуждая к их изучению. Совет для студента - можно манкировать этими предметами и сдавать их на тройки. Главное при этом - учить то, что действительно нравится, что нужно и что хорошо получается.
В заключение добавлю, что сложившаяся ситуация в системе высшего образовании такова, что она носит скорее разрешительную, а не образовательную функцию. То есть, для устройства на работу лучше иметь диплом. Одновременно, ваш диплом не эквивалентен знаниям и квалификации и не гарантирует хорошего трудоустройства. Рекомендация для студентов только одна: пробираться через вузовское болото все равно, при этом активно получая на стороне адекватные профессии знания и навыки через вечерние курсы, подработки, практику и самообразование.