В моей истории есть один человек, без которого я бы так бодро не раздавала советы направо-налево, а сидела бы, наверное, в какой-нибудь психушке, нищая и несчастная. Любой, кто делал ремонт, вам подтвердит, что ввязываться в этот блудняк можно при двух раскладах: это ваш не первый, не второй и даже не третий ремонт, вы собаку съели в электрике, сантехнике и прочих отделочных материалах и готовы жить на объекте. Или вы верите своему супер-прорабу, как себе. Наверное, прораб может быть и не супер, главное – чтобы вызывал своими речами и делами доверие и желание расставаться со всё новыми и новыми суммами денег.
Это примерно как с врачами. Нужно найти своего стоматолога, гинеколога (кому актуально) и любого другого профильного специалиста, чтобы потом покорно выполнять его назначения и не сомневаться, что он всё делает правильно.
Мне несказанно повезло. У меня был Эдик. Вернее, сначала он был не у меня, а у соседей моих родителей по подъезду, потом был у моей сестры и только потом у меня. К этому моменту у него была в нашем узком семейном кругу безупречная репутация и беспрекословная вера в его строительные таланты и человеческие качества.
С высоты прожитых лет и оконченного ремонта я считаю, что самое главное в ремонте – не экономить на тех людях, которые этот ремонт будут делать.
Я слышала от соседей страшные истории, как они выгоняли не одну и не две бригады, нанятые по дешевке, как по три раза перекладывали электрику, как заказывали снова и снова дизайнерскую плитку и ждали, когда она приедет из Италии, и всё потому, что хотели за пять копеек нанять непроверенных людей, которые могли хорошо только молоть языком.
Я отдала за работы немало (хотя и не очень много) денег, я не использовала своих рабочих в качестве грузчиков или носильщиков, я проявляла к ним всё возможное уважение, хвалила, восхищалась и прислушивалась к их мнению (хоть и делала всё по-своему).
Кстати, тем, что я оплачивала подъем всех материалов силами служб доставки, я удивляла очень сильно непосвященных. «Зачем? У тебя же есть строители – они пусть и носят строительные блоки / чугунные ванны / пачки плитки / мешки цемента!» Я такого отношения не понимаю. И кроме человеческих причин у меня для этого есть чисто экономические соображения: если мой строитель сорвет себе спину, простой бригады мне будет стОить гораздо дороже услуг грузчиков. И строителям приятно, для разнообразия, чувствовать себя людьми. И они готовы платить за хорошее отношение хорошим своим отношением и хорошей работой.
Отдельно хочу отговорить всех брать к себе бригаду с проживанием. К сожалению, так часто бывает, что бригады, которые живут на объекте, намеренно затягивают сроки выполнения работ, пока не найдут новый объект, на который смогут переехать. Не на улицу же им идти, в самом деле?! И вашей сантехникой, плитой, посудомойкой и стиральной машинкой в самом начале их жизненного цикла будут пользоваться посторонние люди, без особого трепета, заботы и желания продлить срок их эксплуатации. Про сумасшедшие счета за свет и отопление, которые нажгут ваши временные постояльцы, наверное, и говорить не стОит.
Мой Эдик, наверняка, не был самым дешевым или самым быстрым, но он делал всё четко, профессионально и на совесть. Кстати, последнее «на совесть» стоило мне нервов. У меня же был целый список безумных идей, которые непременно должны были реализоваться в моей квартире. Среди них был шкафчик для обуви в простенке с канализационным стояком, нарощенная стена, чтобы спрятать часть кухни и вернуть объем кухни максимально к квадрату, подиум у сына в комнате и, конечно, вожделенные антресоли над туалетом и ванной.
Вот об них мы сломали уйму копий. Эдик кричал, что это бред и так никто не делает, что всё равно у этих антресолей не будет нормальной несущей способности, положить на них можно будет в лучшем случае килограмм 100. А я кричала, что мне не нужен потолок высотой 2,8 в ванной и, тем более, в туалете. Но очень нужно место, куда я сложу свой рождественский венок, венок на Хэллоуин, на День Святого Валентина, летний, осенний и пасхальный (куда же без него). И свою коллекцию ёлочных игрушек, которые ничего не весят, но занимают уйму места. В итоге он, конечно, сдался, но по тому, как долго он делал эти несчастные антресоли, было видно, что всё его строительное нутро бунтует. Зато у меня теперь есть офигенный запас места для хранения редко используемой легкой чуши.
Я это к тому, что квалифицированных специалистов нужно слушать. Я не стала перечить, когда Эдик отказался ремонтировать балкон в разгар зимы, сказав, что плитка напольная отвалится через полгода, а он не может такую халтуру гнать. И ванну я под нажимом общественности всё-таки купила чугунную, потому что «ремонт ты делаешь для себя. Я тебе акриловую ванну устанавливать не буду, не проси!» И краску для откосов мы искали по всей Москве, именно такую, именно галлон, потому что любая другая против неё фуфло.
Но были моменты, когда я с ним спорила, доказывала и настаивала на своем. Если бы я не проявила настойчивость, не было бы у меня раздельного санузла и стиральная машинка, скорее всего, стояла бы на кухне. Потому что, на его взгляд, на тех метрах, которые имелись в наличии, уместить и ванну, и туалет было невозможно. Я вычертила всё, что мне было нужно, на миллиметровой бумаге в размер, принесла ему, он еще побухтел, но всё сделал. И получилось изумительно!
Так что, кто платит, тот и заказывает музыку. Но выслушать аргументы квалифицированного оппонента всегда полезно. В споре, как известно, рождается истина.
И по-человечески хорошо относитесь к людям, от которых зависит ваш последующий комфорт.
Я каждый день благодарю небеса, что мне на пути попался именно Эдик. В противном случае, я боюсь, и процесс ремонта, и его результат были бы гораздо менее приятными.