Найти в Дзене
Театр "Сова"

Самый быстрый самолет

В художественной сфере всегда существуют две разнонаправленные тенденции – апелляция к «вечному» и злободневность. И то, и другое вполне способно вдохновить на создание шедевров, но вот совместить их удаётся далеко не всегда. Более того, рискнём предположить, что попытки сделать это преднамеренно с высокой вероятностью обречены на вымученность и неорганичность создаваемого произведения. Да и вообще обращение к «вечным вопросам» без соответствующего дарования порой приводит к псевдофилософствованию и нарочитости и остаётся на задворках литературы, несмотря на амбиции автора.

Но бывают и обратные примеры. Писатель отпускает на волю свою фантазию, пишет просто о том, что его волнует, выбирая «лёгкую» форму сказки. Но волнует-то его, как выясняется, нечто важное не только для него. И тогда получаются «книги на все времена». Так получилось и с всемирно известным «Маленьким Принцем». Представить, что Экзюпери планово и методично расставлял в своём тексте «крючочки», должные «зацепить» определённые части сознания читателей, почти невозможно. Он же человек, а не робот. Просто нас уже в который раз «цепляет» то же, что и его в своё время. Автор не целился, но точно попал.

Про «вечность» этой книги написано уже столько, что впору объединить это всё и назвать наукой – например, «экзюперистикой» или «принцеведением». И про образ задавленного текучкой «маленького человека» - Фонарщика, и про встречающихся на каждом углу самовлюблённых Честолюбцев, и про одержимых золотым тельцом так называемых Деловых людей, и про символизирующую первую любовь и вообще становление «любовной составляющей» сознания Розу, и про многое другое стократ сказано и ещё стократ будет. Тема безвозвратно утраченного детства, как и тема сказочно желанного и так пугающего перерождения в каждом из нас тоже не оставит равнодушными ещё не одно поколение землян.

Но что же тут злободневного? Да, можно схоластически сказать, что вечность это и есть вечная насущность. Безошибочное, но уж очень расплывчатое суждение. А если попробовать порассуждать чуть более конкретно? И тут мы придём к такому уже переставшему быть незаметным явлению, как ускорение жизненных циклов. Это обширнейшая тема, касающаяся едва ли не всех сфер развития человечества, но применительно к конкретному человеку это выглядит примерно так. Ещё где-то век назад человек рождался, жил и умирал примерно в одном и том же информационном поле. Усвоенное с детства в основном оставалось актуальным до старости.

Технические, социальные и другие реалии и конструкции менялись медленнее, чем протекала человеческая жизнь. Человек и в очень зрелом возрасте не чувствовал себя бесконечно отставшим от жизни и потерявшимся в море нового, в значительной степени являвшегося просто волнами моды во всех смыслах этого слова. Но последние десятилетия коренным образом изменили это положение вещей. Ускорившиеся процессы обновления почти во всех сферах жизни вынуждают человека гнаться за ними, чтобы хоть как-то не выпадать из реальности. Любая гонка сужает поле зрения – и в прямом, и в переносном смысле. На скорости 50 км\ч ещё можно полюбоваться красотами по сторонам дороги, а на 100 км\ч это уже почти нереально – всё внимание устремлено только вперёд. Примерно так мы теперь движемся в информационном поле. Но даже гонка за новым не позволяет нам прочувствовать его в полноте и многогранности – мы не успеваем, так как на горизонте маячат очередные обновления. Пресловутая клиповость мышления – вынужденная адаптация к информационной лавине, в которой мы несёмся без оглядки, не в силах остановиться и обернуться. А ведь иногда так хочется и так нужно это сделать!

Кто бы помог нам в этом…

Кто? «Маленький Принц» и Маленький Принц. С детской лёгкостью и непосредственностью игнорирующий суету и мнимую важность текучки, кажущейся взрослым такой значительной, что они не видят года за секундами, перефразируя известное выражение. Не этим ли, помимо прочего, он так для нас привлекателен? Признайтесь себе, люди, бегущие за очередной обновкой, люди, платящие здоровьем и жизнью за очередное стадное «комильфо» - вы завидуете Маленькому Принцу. И прячете эту зависть за многоуровневыми рассуждениями или снисходительностью к сказке.

В обозримом будущем нашей гонке не видно ни конца, ни края. А посему актуальность «Маленького Принца» имеет все шансы действительно превратиться в вечную.

Вот такие мысли приходят в голову после спектакля категории 12 +.

Алексей Шевцов специально для театра «Сова».