Боттега, студия, ателье – в общем смысле, это мастерская художника. Но есть некоторые нюансы, о которых я хочу здесь рассказать. «Bottega» переводится с итальянского как «магазин» или «лавочка». Потому что в эпоху Ренессанса мастерская художников одновременно была магазином. Этим боттеги были похожи на мастерские других ремесленников и располагались они все по соседству.
В то время художники были членами цеха св. Луки вместе с аптекарями, ювелирами и стекольщиками. В XV веке во Флоренции они облюбовали для себя Понт Веккьо, на нем и в наши дни находятся аптеки и дорогие ювелирные мастерские.
Типичная боттега представляла собой маленькую комнату с окном-витриной, которое закрывалось тяжелыми деревянными ставнями. Боттеги назывались по имени мастера, но создание произведений искусства в те времена чаще всего было делом коллективным и подчинялось, прежде всего, удовлетворению потребностей заказчиков, а не вдохновению мастера. Главным для всех членов боттеги был коммерческий успех, поэтому сюжет, размер картины и даже качество материалов определял заказчик.
Мастер отвечал за «общий дизайн», в процессе принимали участие также подмастерья и ученики. Ученики занимались «грязной» работой (растиранием краски, варкой клея, натягиванием холста, грунтовкой). Более продвинутые ученики и подмастерья помогали мастеру. Некоторые ученики перерастали своих мастеров уже во время ученичества: Микеланджело был учеником в боттеге Доменико Гирландайо, Рафаэль - в боттеге Перуджино, Леонардо да Винчи - в боттеге Верроккио, Тинторетто провел 10 дней в боттеге Тициана, но был изгнан.
Если мастер вдруг умирал, не завершив работы, ее продолжали другие члены мастерской. Последней работой Рафаэля Санти было полотно «Преображение Господне», над которым художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. По имеющимся сведениям, верх картины написал сам Рафаэль, а нижнюю часть дописывали его ученики.
Как правило, в боттеге работали два или три помощника. Но для исполнения крупных заказов привлекались дополнительные силы. Например, Лоренцо Гиберти в 1403 году понадобилось 11 помощников для создания бронзовых дверей Флорентийского Баптистерия.
Подписывайтесь на наш канал и помните: искусство становится вашим, когда вы смотрите на него!