Продюсер Ютьюб-каналов «Парфенон», Wylsacom, Avrora & Arina Илья Овчаренко — о контенте для взрослых, деньгах и правильном ответе на вопрос «да или нет».
Об арсенале блогера
Сегодня для создания видеоблога нужны талант и оригинальный подход, они же понадобятся и завтра. Важно, чтобы человеку было что сказать и чтобы подача была искренней и понятной. Это актуально для всех социальных сетей, в том числе и для Ютьюба. Остальное — мелочи.
Несмотря на высокую конкуренцию в Ютьюбе, во взрослом интересном контенте всё еще много ниш, куда можно встроиться, начиная с сериалов и заканчивая ток-шоу. Главное — пробовать. На вопрос «да или нет?» нужно всегда отвечать «да».
О взрослом контенте
То, что стоит в трендах Ютьюба, — это контент для людей до 23 лет. Как правило, до этого возраста люди смотрят всякую ерунду: мемы, приколы, челленджи и т. д. Взрослым это неинтересно, поэтому контент для них идет в обход трендов.
Ютьюб-видео «для взрослых» — это, в частности, популярные на телевидении 90-х форматы: хорошие сериалы, мини-фильмы, ток-шоу, серьезная журналистика. Например, «Редакция» Алексея Пивоварова или «Холивар» Андрея Лошака. История совершила виток, и такие программы снова интересно смотреть.
О технике
Звук очень важен. Сегодня довольно много пользователей Ютьюб слушают. Например, ты едешь в машине и включаешь фоном какую-нибудь программу или канал. Поэтому так популярны интервью-шоу: они не требуют никакого визуала. По этой же причине сейчас набирают популярность подкасты.
Хорошие микрофоны у RODE или Sennheiser — можно уложиться в тысячу долларов. Нужна комната с шумоизоляцией, в идеале студия звукозаписи — лучше, чтобы за звук отвечали профессионалы. В остальном ничего сверхсложного нет. Первые два сезона «Парфенона» мы снимали на телефон. И до сих пор Леонид Парфёнов всё снимает на телефон, и всё окей. Важен сам контент.
О деньгах
Уместить весь выпуск в 50 тысяч рублей — 20–30-минутную «говорильню» за столом, максимум с двумя камерами — вполне возможно. Контент же с графикой, подсъемами, проработкой логотипа стоит от 120 тысяч рублей и выше.
Самое дорогое — продвижение. Чтобы получить в среднем 100 тысяч дополнительных просмотров через AdWords (рекламу в Google), без ботов, нужно потратить 120–150 тысяч рублей. То есть ваш ролик будет показываться перед другими видео на Ютьюбе, либо будет выпадать в списке рекомендованных, либо в поисковых запросах. Конечно, можно нагнать трафик с пиратских сайтов, это стоит значительно дешевле, но этот трафик не конвертируется в постоянных зрителей. Боты пришли, сделали миллион просмотров, а дальше? Снова загонять их в следующий выпуск? Нам нужно сохранять живых пользователей, чтобы они подписывались, смотрели, комментировали. Поэтому в случае с ботами и пиратами скупой платит дважды.
О продюсерах
Любой творческий человек, в том числе блогер, слабо разбирается в том, что такое рекламная индустрия в России, что такое рынок, какие агентства с кем работают. Для создания правильного хайпа нужен продюсер, чтобы автор занимался только тем, чем должен заниматься: созданием контента.
Выбор продюсера сродни выбору второй половины: нужно друг друга чувствовать и уметь доверять. Хороший продюсер готов вкладываться в продвижение, он вовлечен в рынок, понимает, какая рекламам подходит, а какая нет. У него должны быть успешные кейсы, в которых он правильно определял аудиторию блогера: кому что показывать и для кого что снимать.
Современное продюсирование похоже на венчурные инвестиции. Сегодня я вкладываю в съемки и продвижение больше, чем получаю. Поэтому для зарабатывания денег существует продюсерский центр Angry Electric Sheep, там мы ведем несколько блогерских проектов и занимаемся рекламой, так как AES еще и диджитал-агентство. Мы не фиксируемся только на Ютьюбе, делая проекты в разных индустриях, и помогаем продвигать бренд в интернете. Есть еще несколько каналов-побратимов, которые мы тоже ведем — это по большей части наши друзья, с которыми у нас общие интересы. Мы продвигаем друг друга, чтобы вырастить новое поколение Ютьюб-смотрящих.
О «Парфеноне»
В продвижение «Парфенона» я до сих пор не вложил ни копейки. Я просто написал друзьям в некоторые СМИ, они сделали новости и репосты — вот и всё продвижение. Тем не менее это самый сложный проект в моей профессиональной жизни. Во-первых, он был первым. Во-вторых, работать с кумиром волнительно. Было страшно, что не получится, не пойдет. Я был седьмым продюсером, который приходил к Парфёнову и предлагал работать. Он сомневался, но я был настойчив.
Мы запускали «Парфенон», чтобы впоследствии запустить «Намедни». А «Намедни» — значительно более дорогой проект. Одна серия стоит в производстве больше двух миллионов рублей. Но я обещал Леониду, что «Намедни» будут. Обещание выполняю.
О Wylsacom
Это, в первую очередь, проект моего друга и партнера Валентина Петухова. Я пришел, когда у него уже было 1,5 миллиона подписчиков. Сейчас мы плотно работаем, я его продюсер и часть Wylsacom Media, где помимо меня еще несколько соратников по развитию этого бесспорно объемного предприятия. Именно благодаря Вале я понял, что такое Ютьюб. Он научил меня работать с этой площадкой: нужен кто-то, кто занимается коммерцией, и кто-то, кто понимает, что хорошо, а что плохо. Роли нужно четко распределять и не смешивать, иначе ничего не выйдет. Один — творит, другой — продвигает и привлекает рекламу.
О телевидении нового века
На Ютьюбе я смотрю «Редакцию», KuJi Podcast, Приятного Ильдара, Unbox Therapy. Смотрю мало и, как правило, с точки зрения продюсирования, а не содержания: мне важно понимать, что востребовано у тех, кто старше 23 лет, как именно это сделано и почему это интересно.
Ютьюб важен для понимания трендов: чтобы видеть, куда всё идет. И, по-моему, всё идет к телевидению «on demand»: люди приходят с работы домой, открывают Ютьюб и выбирают, что они хотят посмотреть. И у них всегда будет выбор: сегодня передача о животных, завтра — серьезная журналистика, послезавтра — сериалы. Главное — не надо ни под кого подстраиваться, ты сам решаешь, какой контент тебе нужен. Это я и называю телевидением нового века.
Подготовила Наташа Хомякова