Сегодня огромными украшенными елками на площадях городов и в залах общественных зданий мало кого удивишь. А вот для середины XIX наряженное дерево, установленное в публичном месте, было чем-то экстраординарным.
Немецкая традиция украшать рождественскую елку укоренилась на русской земле, благодаря супруге Николая I – Александре Федоровне, урожденной принцессе Фридерике Луизе Шарлотте Вильгельмине Прусской. Именно она начала устраивать елки с подарками для членов императорской семьи в 1818 году.
Постепенно милая добрая традиция распространилась в кругу аристократии, а в 1852 году в Петербурге была установлена первая в России публичная рождественская елка.
Во множестве статей, которые попадались мне на глаза накануне Рождества, написано, что произошло это «на Екатерининском (ныне Московском) вокзале».
О том, что Московский вокзал когда-то назывался Екатерининским, я никогда не слышала. Сразу после постройки его назвали Николаевским, в честь императора Николая I, в годы правления которого в России появились железные дороги. В 1923 в связи с переименованием железной дороги в Октябрьскую, вокзал тоже стал Октябрьским, а в 1930 получил свое сегодняшнее название.
Что за таинственный Екатерининский вокзал, где установили первую публичную елку Петербурга?
В книге доктора исторических наук, профессора Аллы Аркадьевны Сальниковой «История елочной игрушки или Как наряжали советскую елку» написано, что первую общедоступную елку действительно устроили в 1852 году, но не на Екатерининском, а на Екатерингофском вокзале Петербурга.
Вокзал был построен в 1823 году в Екатерингофском парке в историческом районе Нарвской заставы (замечу, что это довольно далеко от Московского вокзала). В XIX веке парк был излюбленным общедоступным местом для отдыха и прогулок петербуржцев.
Слово «вокзал», которым мы сейчас обозначаем помещения для пассажиров на железной дороге, в те годы произносилось как «воксал» (или воксхолл) и имело значение увеселительного павильона для публики, в котором проводились музыкальные, танцевальные и прочие развлекательные мероприятия.
Екатерингофский воксал состоял из «ротонды, которой стены отчасти стеклянныя, и к коей с двух сторон примыкают два павильона…в одном отделении налево ныне помещается Французский трактир,с большою залою. В самой ротонде устроивается огромная, круглая, с двумя куполами, зала для танцев среди гулянья; хоры с правой стороны... удобны для помещения целаго оркестра музыкантов и певчих. Прочия отделения Воксала назначаются для зал, в которых могли бы собираться лучшия общества – для разговоров, и найти прохлаждения, плоды и все изобретенное к услаждению вкуса».
Федоров Б. Гулянье в Екатерингофе 1 мая. Обозрение Екатерингофа. 7 мая. 1824 год.
Изображений первой публичной елки найти не удалось, но, если верить описаниям, она одной стороной опиралась на стену и была украшена кусочками разноцветной бумаги.
Судьба к Екатерингофскому вокзалу была неблагосклонна: к 1868 году он начал разрушаться, а в 1880 году сгорел дотла. Парк Екатерингоф радует петербуржцев до сих пор.
А что же с Екатерининским вокзалом? Предположу, что дело в банальной неточности. Екатерингоф в переводе с немецкого - "двор Екатерины", можно сказать, что фраза "первая в Петербурге публичная елка была устроена на Екатерининском вокзале" отчасти верна. Вот только к Московскому вокзалу она не имеет никакого отношения.
Елка с глазами, нашествие мышей и световые фонтаны. Чем мне запомнится новогодний Петербург