Найти тему
Леонид Кудрявцев

Что такое аниме и с чем его едят. (Летающий остров аниме) 2 часть. С чего все началось?

Японская мультипликация возникла в самом начале двадцатого века. Первым считается фильм, произведенный в 1907 году. В нем около пятидесяти кадров, нарисованных на целлулоидной пленке. Следующие лет двадцать мультипликация Японии развивалась слабо. Группы энтузиастов снимали короткометражки, продолжительностью от одной до пяти минут. Иногда они даже демонстрировались в кинотеатрах и имели успех у зрителей, но – не более.

Перед войной Япония стала выделять значительные по тем временам суммы на стимулирование производства детских и развивающих мультфильмов. Причем во время войны финансирование не прекратилось, а, наоборот, даже возросло. Вот только теперь манга и аниме были преимущественно агитационного содержания. И не случайно первый, большой японский анимационный фильм, (он шел аж 37 минут), назывался «Момотаро – морской орел» и повествовал в аллегорической форме о нападении японской авиации на Перл-Харбор. Снят он был в 1943 году, а два года спустя появилось и его продолжение.

После поражения Японии экономика страны находилась в плачевном состоянии, но победители – американцы ввезли в страну фильмы собственного производства, в том числе и мультипликацию Диснея. Она оказалась технически более совершенной и произвела на энтузиастов японской мультипликации большое впечатление. Уже в 1946-м году в Японии появилась первая крупная мультипликационная студия. Само собой, коммерческий эффект от созданных на ней лент оказался небольшим, но это становлению японской мультипликации не повредило. А тем временем в кинотеатрах Страны восходящего солнца шли один за другим американские мультфильмы. Показ их не прекратился даже после того, как режим оккупации был снят. Просто после этого диснеевские фильмы в Японию стали завозить на коммерческой основе. Они приносили большие деньги, и буквально руки чесались сделать что-то похожее.

В 1956 году в Японии возникла студия «Тоэй Дога», уже на следующий год создавшая полнометражный фильм «Легенда о белой змее», мифологическую историю о любви юноши и девушки. По тем временам для японской мультипликации это стало большим шагом вперед. Вскоре мультипликационные студии стали появляться одна за другой, но большая часть выпускаемой ими продукции все еще была подражанием американским образцам.

В 1960 году студия «Тоэй Дога» выпустила мультфильм «Путешествие на запад», по манге Тудзуки «Большое приключение Гоку» С этого момента стало ясно, что японская мультипликация намерена идти своим, особым путем. Уже в 1963 году появился анимационный сериал «Могучий атом». Показывался он по телевидению, и, видимо, отсюда и надлежит отсчитывать историю японского анимационного телевидения.

Сериал был принят на «ура», и в том же году в Японии возникло еще несколько студий. Год спустя можно было уже говорить о том, что в японской телевизионной анимации сложилась традиция сериала для подростков, построенного в стиле, который в данный момент называют «история взросления».

В 1964 году появляется первый полнометражный мультфильм на основе теле-сериала, причем того самого, под названием «Могучий атом».

А студий становилось все больше, количество сериалов увеличивалось, и уже началось деление на жанры. К примеру, стали появляться сериалы, снятые целенаправленно для девочек. Они тоже рассказывали историю взросления, но главным героем в ней обязательно являлась девочка. Следующими возникли сериалы на спортивную тему и юмористические.

В 1969 году начал выходить самый долгий в истории человечества сериал. Называется он «Садзаэ-сан» и выпускается до сих пор.

Аниме продолжало открывать новые горизонты и вырабатывать свои каноны. Именно тогда появилась система, продиктованная тем, что сериалы шли в основном на телевидении. Одна серия в неделю, и поскольку в квартале их тринадцать, то и количество серий в сериале должно быть кратно именно этому числу. Длина серии может колебаться от 23 до 25 минут. Вместе с блоком рекламы получается почти точно полчаса.

Этой системы в аниме придерживаются и до сих пор. Хотя отступления от нее и бывают, но редко.

До «золотого века аниме», которым традиционно считаются восьмидесятые годы, оставалось совсем немного. И уже вовсю работали будущие великие мастера аниме, те, кто, не жалея сил и времени, приложив недюжинное умение и талант, сделал возможным его наступление.

Предыдущая часть

Следующая часть