Крупнейшая сеть в мире проиграла сражение за Германию. В 2006 году ей пришлось распродать все свои магазины, упаковать чемоданы и ретироваться на родину. Привыкшие к победам в США, руководители компании не ожидали, что немецкие конкуренты окажутся им не по зубам.
Walmart
Это просто гигантская торговая сеть. Только США насчитывается 1,5 млн работников. Это целый Екатеринбург или Новосибирск состоящий только из сотрудников одной конторы (на секунду представил, как бы они отмечали новогодний корпоратив).
В 1989 году Walmart по выручке стал самым крупным продавцом в США. Через несколько лет ребята окончательно поверили в свои силы и пошли штурмовать Европу. Начать решили с Германии (это был розничный рынок №3, после США и Японии).
В 1997 году они покупают сеть Watykau с её 21 магазином, а следом еще Interspar с ее 74 точками. Шопинг обошелся компании в $2,5 миллиарда.
Так Walmart сделал первый шаг к своему самому большому провалу в истории. Буквально через 9 лет они будут вынуждены продать все эти магазины и покинуть страну.
Германия 90-х
Немецкий рынок того времени был очень жестким. Всю розницу делили между собой несколько игроков и никому не давали потеснить себя. Главные торговые сети страны были - Metro, Aldi, Lidl (как и сейчас).
Такая особенность рынка не смущала Walmart. Они обладали огромными деньгами и могли просто купить пару локальных сетей, что и сделали.
Страшно для них было другое - американцы напоролись на то, что более 40% немецких компаний использовали идентичную им стратегию максимально низких цен. Это уничтожало главное конкурентное преимущество Walmart.
Но ковбои были безмерно вдохновлены своим успехом на родине и считали, что легко перекроят любой рынок под себя, потому что будут самыми дешевыми. Проблема в том, что в Германии они не были самыми дешевыми.
История провала
По немецким законам небольшие магазины могут торговать по более низким ценам, чем гипермаркеты. Таким образом правительство защищает малый и средний бизнес от гигантских корпораций.
Регуляторы заставили Walmart поднять цены на такие группы товаров как: масло, молоко, мука и тд.
Помимо финансовых проблем, еще возникли культурные. Сотрудников магазинов заставляли начинать смену с синхронной гимнастики и группового пения гимна Walmart.
Так же от них требовали обязательно улыбаться на кассе. В США это считается нормальным, но немцы не привыкли себя так вести. Покупатели находили эти улыбки фальшивыми и неприятными.
Еще в компании действовал некий "этический кодекс". Работники были обязаны донести на коллегу, если он нарушал правила. За недоносительство могли уволить. Еще этот кодекс запрещал флирт и близость между сотрудниками. В 2005 году немецкий суд признал его использование незаконным.
Всё это привело в постоянным конфликтам с профсоюзными организациями Германии. Американцы не придали им значения, а эти ребята обладали серьезным влиянием.
Итого
К 2006 году Walmart удалось захватить 3% рынка Германии, но магазины сети имели очень низкую рентабельность - всего 1%. Например, у магазинов Walmart в Великобритании этот показатель был на уровне 6-8%.
Американцы устали 9 лет генерировать минус и сдались. Они продали все свои магазины (их купила сеть Metro) и ушли из страны. Ущерб от неудачных немецких инвестиций оценивают в более чем $3 млрд.
Ставьте палец вверх, делитесь, подписывайтесь