— Бабушка-бабушка, а почему у тебя такое большое эго?
— А это чтобы лучше тебя!
Каждый раз, сталкиваясь с иными скульптурными императорами, вспоминаю этот анекдот. Вот, например, основатель Римской империи Октавиан Август. Он прожил 76 лет, но стараниями скульпторов остался в памяти потомков мужчиной хоть куда, в полном расцвете сил.
Его род восходит к самой Венере – любвеобильная богиня родила простому смертному Анхису сына Энея, от него-то и происходит Август. Чтобы все помнили о родословной правителя, у его скульптурной ноги сидит верхом на дельфине Купидон – сын Венеры и, значит, двоюродный прадед Августа.
А чтобы все знали, чем Рим ему обязан, на его скульптурной кирасе запечатлена его дипломатическая победа над парфянами (20 год до н.э.), над коей небесное божество держит небосклон в знак того, что последствия у сего политического события – космических масштабов. Под пупочком у императора персонифицированная Земля-матушка держит рог изобилия. Ясно, кто это изобилие римлянам принёс.
Кстати, этот скромный монумент сваяли, когда Августу было за 40. Или за 60. (Мраморная скульптура создана в начале новой эры, когда Августу было за 60, но, возможно, это копия с бронзового оригинала ~20 года до н.э., когда ему было за 40.)
Вообще, помимо прочего, Рим от Греции отличается отношением к богам. Я недавно писала об этом подробнее, а сейчас приведу ещё пару сочных примеров (если вдруг вам мало Купидона в ногах императора).
Итак, когда императору было 55, сенат решил его порадовать и переименовал месяц Секстилий (то есть шестой) в Август. «Август», кстати, означает «божественный». Месяц выбрали не просто так: во-первых, Квинтилий (пятый месяц) уже был занят Юлием Цезарем и именовался Июлем (Iulius). Во-вторых, именно на Секстилий пришлось завоевание Египта и ещё несколько радостных событий в жизни Божественного Октавиана.
Далее, когда Августу был 61 год, сенат снова решил сделать ему приятно и официально наградил титулом «отец отечества». Это был, к слову, уже третий отец отечества – и далеко не последний.
Ну и моё любимое. Обожествление. Когда в 14 году нашей эры престарелый император отошёл в мир иной, сенат снова решил сделать ему приятно и присвоил ему статус бога. Сей знаменательный факт отражён в камее видных размеров, известной как Gemma Augusti.
Итак, в традиционной для бога Юпитера позе восседает Октавиан Август. У его ноги уже не Купидон, а фигура посерьёзнее – орёл, священная для Юпитера птица. По правую руку от Августа – воинственная персонификация Рима, подозрительно похожая на жену императора Ливию. Рядом с ней – пасынок правителя, а также наследник Тиберий. Венец над головой Августа-Юпитера держит богиня Ойкумена, персонификация обитаемого мира. То есть наш герой женат на Римской империи и весь мир венчает его на царство.
На нижнем ярусе в это время солдаты водружают на штандарт трофейные доспехи в знак очередной победы. Справа жалкие варвары склоняют перед победителями головы, падают им в ноги, – но их всё равно скоро привяжут к позорному столбу на радость Божественному Октавиану.
Моя книга "Быть гением" о десяти выдающихся художниках ждёт вас и ваших отзывов!