Конечно, обижаются! И не вижу в этом ничего плохого, потому что учителя - это не бесчувственные роботы.
Обида - это чувство, возникающее из-за несоответствия реального ожидаемому.
Учишь ребёнка и ждёшь от него благодарности. А он хамит.
Вкладываешь в работу с классом всё свободное время и ждёшь поддержки от родителей. Однако одна мама пишет жалобу, что в её ребёнка вы вложили недостаточно.
Обижаться стоит. Ведь это здоровая реакция на события. Подавление эмоций грозит выгоранием.
Но обижаться не в стиле детского сада, когда губки надуваются, а ты целый день играешь роль жертвы. Чтобы лишний раз пожалели и по головке погладили.
Я выработала для себя идеальный вариант. Эмоции озвучиваю. Тогда перед ребёнком или родителем возникает не безликая груша для битья, а реальный человек с нормальными эмоциями.
Давайте покажу на примере из жизни.
Ученики любят поболтать за спиной учителя. Можно сто раз отрываться от урока со стандартным: "Я кому сейчас сказала, чтобы тишина была в классе?" Вероятно, дети в этот момент делают вид, что ничего не было. А через минуту, пробубнив себе под нос: "Тупая русичка...", продолжают разговор.
В какой-то момент решила прекратить такие случаи.
Маша (Ира, Петя, Вася), я готовила этот урок, чтобы рассказать вам что-то новое и интересное. Мне ужасно обидно, что я не могу его нормально вести. Ваш разговор с соседкой притягивает моё внимание, следовательно, я хуже веду урок. Не могу параллельно следить за вами и за тем, что говорю. Хочу провести этот урок так, как я его задумала. Есть идеи, как мы придём к общему решению этой проблемы?
То ли в этот момент дети видят перед собой не "тупую русичку", а живого человека, которому не дают заниматься любимым делом, то ли им важно это "взрослое" обсуждение, а не затыкание рта, но результат есть. Даже с самыми неспокойными детьми.
Обозначая чувства, мы помогает и себе, и детям. Учителю больше не нужно улыбаться и делать вид, что всё прекрасно, в ситуациях, когда внутри всё готово взорваться. Достаточно просто сказать, что сейчас сердитесь. А дети развивают свой эмоциональный интеллект.
---Рекомендации автора---
Про называние эмоций и эмоциональный интеллект ребёнка я узнала из книг Анны Быковой. Все её книги в "Лабиринте".
У неё много полезных книг для мам. А вот ЭТА посвящена только эмоциям мамы и детей.