Найти тему
Киноведьма

"Союз спасения": мыльный пузырь. Но красивый.

Свершилось! Я наконец-то посмотрела самый разрекламированный фильм года - "Союз спасения". В одной из статей
я описывала свои впечатления о трейлере фильма, за что получила множество нареканий - мол, "Пастернака не читал, но осуждаю". И вот теперь лицезрела собственными глазами.

Что хочу отметить сразу, так это зрелищность фильма. Крупные планы и панорамные виды удались отменно, массовые сцены сняты великолепно, операторская работа действительно восхищает. Как и саундтрек - но здесь местами. Цой, Наутилус аранжированы и вплетены весьма оригинально, изящно подчеркивая трагичность тех или иных моментов, а вот Мумий Тролль и Баста звучали несколько странно. Вообще отдельные композиции чересчур осовременивали повествование, из-за чего встречи декабристов, к примеру, начинали напоминать слет байкеров. Но это мелочи.

Игра большинства актеров весьма достойна. Хочется отметить Домогарова-Милорадовича, Бичевина-Муравьева-Апостола и т.д. И боже, как же восхитительно держится в седле Иван Колесников- император Николай Первый! Только когда он говорит "Меня не любят" (а в армии Николая и вправду не любили), так и хочется спросить, глядя в его огромные страдальческие глаза: "Ну кто и за что тебя, царь-батюшка не любить-то может?".

-2

В целом с ролью императора он справился блестяще, хотя, возможно, николаевской жесткости чуть не хватило. Но об этом позже.

Ну, пожалуй, похвалы пора заканчивать и переходить к главному - то бишь к содержанию. И вот здесь начинается бочка дегтя.

При просмотре фильма невольно напрашивалось сравнение, во-первых с советским фильмом В. Мотыля "Звезда пленительного счастья", во-вторых, с "Викингом", который снимал тот же А. Кравчук. Сравнение во всех отношениях нелицеприятное.

Конечно, советский фильм грешил чересчур трепетным отношение к декабристам. В те времена их не могли изображать иначе как мучениками, почти святыми. Но при всем при этом в советском фильме был огромный плюс: хоть и повествовалось в нем не столько о самих декабристах, сколько об их женах, тем не менее было сохранено главное - мотивация персонажей. Короткими, но яркими мазками описывалось и неприятие ими крепостного права, стремление установить конституционное правление. Так, например, в сцене разговора князя Волконского с Николаем, в ответ на предложение милости князь говорит: "А я желал бы, чтобы Ваши подданные зависели от закона, а не от Вашей угодности, капризов или минутных настроений"- довольно точная формула правового государства.

Здесь же я смотрела и думала: "Ну вот сейчас заговорят... сейчас выскажутся, зачем же они все это затеяли". Не дождалась. Я просто смотрела на бухающих, пардон, мальчиков - их попойкам действительно уделяется слишком много экранного времени.

-3

Одна сцена с перевернутым бокалом, породившая глупейший флешмоб, чего стоит! Вообще не странно ли, что фильм об одном из самых трагичных событий в нашей истории отозвался в народе фокусами со стаканчиком? (хотя, возможно, и не отозвался - лишь на уровне рекламы, где это с радостными воплями проделывает пара звездулек)

Периодически трезвея, мальчики, которые остаются мальчиками до конца фильма (на Сенатской площади мельтешат розовощекие первокурсники), изображают мысль и произносят слова "Конституция", "революция", чуть реже "свобода" и очень часто "власть". Создается впечатление, что у юных алкашей нет никакой мотивации, кроме скинуть императора и по приколу порулить страной. Как ее не было у князя Владимира в "Викинге": если бы я не имела представления о событиях, описанных в "Повести временных лет", вот убейте, не поняла бы, зачем князь христианство принял! Ведь ни борьбы с непокорными племенами, ни выбора веры в фильме и близко нет. Так, приплыли ромеи, князь пальцем в тарелочку (или что там было?) ткнул, сестру императора в жены потребовал. И ушел дальше думать, убил он брата или нет - так и не определился, кстати.

Так и здесь: создается впечатление, что опустив подлинные цели декабристов, прописанные в их программных документах -хоть цели и спорные - режиссер сознательно подчеркивает бессмысленность их выступления. Как и подчеркивает это игра актеров, того же Шагина, например, - поэта Кондратия Рылеева.

-4

Как ни крути, но опять напрашивается сравнение с советским фильмом: на фоне светящегося, одухотворенного лица Олега Янковского, злая мордочка Шагина не заходит. Если только режиссер не добивался изображания не героизма (ну, тут чуточку пожалейки - с тяжкой простудой побежал власть свергать), а банального властолюбия персонажа. Тогда да, радостное рычание и раздутые ноздри вполне уместны.

-5

Про персонажа Матвеева - князя Трубецкого даже писать много не хочется. Мерзотнейший болтун вышел.

И если у декабристов в фильме мотивации нет, то вот у императора она очень даже имеется. Николай вполне внятно заявляет Милорадовичу о своих опасениях за семью, детей, которых заговорщики хотели убить. Это подчеркивает и одна из последних сцен, где император предстает заботливым отцом и беседует с юным наследником и где разговор о предстоящей казни декабристов выглядит тяжелым решением прежде всего для самого Николая.

Вообще, на фоне вялых разговоров о свободе увесистые фразы типа "Воля императора - закон" и т.д. подаются гораздо более внушительно, я бы сказала, агрессивно.

Как и массовые сцены с гибелью солдат - они сняты настолько великолепно, что просто не могут не вызвать сочувствия. Глядя на раненых и тонущих солдат, поневоле задумываешься: "Зачем? Зачем все это?!" Конечно, в действительности, они и стали самой пострадавшей стороной - привычно выполняли приказы командиров, целый день простояли на ледяном декабрьском ветру, а потом за это же и были наказаны. Но в фильме на их несчастье делается особый акцент.

-6

Да и казнь декабристов навевает подобные мысли. Здесь уже безумно жаль самих зачинщиков. После этой сцены многие зрители и вправду выходили со слезами на глазах. И снова - "Зачем?!"

Что в итоге? Понятие "свобода" в фильме представлено как нечто абстрактное и размазанное, чуть ли не как свобода подростка употреблять алкоголь, пока родители на даче. Само восстание - исключительно как бесполезная кровавая бойня. А декабристы идут фоном. Бедные нагадившие мальчики, севшие в собственную лужу и горько в ней плачущие. Вот и все.

Подписывайтесь на мой канал! Жду ваших комментариев!

"Союз спасения". Очередное потенциально провальное кино

"Викинг": как режиссер над зрителем поржал