Ной (Нохь - пайхмар) в толкованиях священной истории считается прародителем человечества. Один из его трех сыновей Яфет, спасшийся вместе с ним от Потопа, считается прародителем европейцев. В этом контексте, благодаря древнейшим грузинским источникам, родословная чеченцев известна практически в деталях. Так, ученый-монах Леонти Мровели, живший в ХI веке, написал исторический труд, носящий название «Жизнь картлийских царей». В нем и отражена «биография» чеченцев.
У кавказских народов был один отец по имени Таргамос. Таргамос - сын Таршиса и внук Яфета - сына Ноя. У Таргамоса было восемь сыновей: первый - Гаос, второй - Картлос, третий - Бардос, четвертый - Мовакан, пятый - Лек, шестой - Эрос, седьмой - Кавкас, восьмой - Эгрос. Кавказ - сын Таргомоса - и есть предок современных вайнахов. «Отдал Таргамос страну и близких своих этим восьми героям... Кавкасу - от реки Ломека (Терека - прим. ЛГ) до рубежей Кавказа на западе ...». Общеизвестно, что корни чеченцев восходят к дзурдзукам - к далеким предкам современных чеченцев, ингушей и бацбийцев.
Родословная же вайнахов от Ноя до дзурдзуков выглядит следующим образом: Яфет - один из трёх сыновей Ноя. Сын Яфета - Таршис, сын Таршиса - Таргомос, сын Таргомоса - Кавкас, Сын Кавкаса - Тирет, сын Тирета - Дзурдзук. (Свободное изложение труда Л. Мровелли «Жизнь картлийских царей).
Рассказывает эта история и о том, как дзурдзуки попали на Кавказ: «После разделения языков, когда построили в Вавилоне башню ... рассеялись (они) во все страны, обосновался Таргамос со своими родичами между тех двух недоступных гор, между Араратом и Масисом. А границы его страны, доставшейся ему в удел, таковы: на востоке – море Гургенское, на западе – море Понтийское, на юге – гора Оретская, а на севере – гора Кавказ. ... Дурдзук же, что был самым знаменитым среди сынов Кавкаса, ушел и расположился в горной теснине, которой и дал имя свое - Дурдзукетия». (Л. Мровелли «Жизнь картлийских царей». ХI в)
Любопытный факт: Исследователи в имени «нохчи» видят прямое указание на имя ветхозаветного Ноя (в Коране - Нух, в Библии – Ноах). Слово «нохчи» они делят на две части: если первая «Нох» - Ной, то вторую - «Чи» - следует переводить как «люди» или «народ». На это, в частности, указывал и немецкий языковед Адольф Дирр, который говорил, что элемент «чи» в любом языке означает «человек». К примеру, чтобы в русском языке обозначить жителей какого-либо города, во многих случаях достаточно прибавить окончание «чи» – москвичи, омичи итд.
И последнее. Учеными доказана древность происхождения этнонима Нохчо в форме нахчаматьяне, упоминающиеся в «Армянской географии» VII века (Трактат «География Моисея Хоренского»). Этноним «чеченцы» впервые упоминается под именем «народ сасан» и в персидской летописи Рашида ад-Дина (13-14 вв.). Начиная с XVIII в. «чеченцы» появились в официальных документах на русском и грузинском языках, а впоследствии и у других народов.
Л. Гудаев