"Русский Колумб Урала", "царь - Сибири" - Ермак до сих пор неизученное историей явление.
Вхождение Сибирской земли в состав Российского государства можно видеть по архивным документам того времени это - царские грамоты и переписка, описания иностранных посланников, торговцев и путешественников.
Как и несколько сотен лет назад, так и по сей день у историков нет единого мнения о Ермаке. Изображения Ермака тоже разняться, то как испанский первооткрыватель, то как витязь, например в "Летописи Сибирской"...
В работе Семена Ремезова «История Сибирская», (в переводе Е. Дергачевой-Скоп) сохранилось описание Ермака Тимофеевича: «Был он и смел, и умен, и человечен, и прозорлив, и мудростью не обделен, широколиц, борода и волосы черные, волнистые, роста среднего, и широк в плечах».
На протяжении многих лет мирская и церковная власти старались выбелить биографию Ермака и героизировать его деятельность. Вот что, например, зафиксировано в протоколах исторического собрания Санкт-Петербургской Академии Наук от 3 и 6 июня 1748 года: «…господин профессор Ломоносов мнит, что доподлинно неизвестно, для себя ли Ермак воевал Сибирь или для всероссийского самодержца, однако сие правда, что он потом поклонился ею всероссийскому монарху, того ради, буде оные рассуждения, которых об его делах с некоторым похулением написаны, не могут быть переменены, лучше их все выкинуть».
Вот что думает по этому поводу Н. Карамзин: «Таинственная и мрачная личность, одним своим именем внушавшая ужас, был человеком без роду и племени. Ни один народ не может нести за него какой-либо нравственной ответственности».
В летописи XVII в. Ермака и его дружину называют ворами и разбойниками. Член Петербургской академии Г. Миллер писал: «Ермак грабежу и разбою чинимого от людей своих в Сибири не почитал за прегрешение». Но придворные царские историки тут же возразили: «О сем деле должно писать осторожнее и помянутому Ермаку в рассуждении завоевания Сибири разбойства не приписывать».
Но историк не поддался внушению: «умягчить свои изображения... никак невозможно». Автор труда «Завоеватель Сибири» П. Небольсин тоже не постеснялся назвать Ермака и его дружину «воровской шайкой».
В первые годы после октябрьской революции 1917 г. советские ученые, опираясь на исследования историков, доказали захватнический характер походов Ермака и выступили против облагораживания разбойного атамана. В первом издании БСЭ глава исторической советской школы академик М. Нечкина написала специальную статью, в которой разоблачила колонизаторскую политику царизма, захватнический, грабительский характер завоевания Сибири, у истоков которого стоял разбойник Ермак.
16 февраля 1636 года патриарх России в присутствии царя в честь памяти Ермака и его дружины читал молитву: официально утверждалась просьба первого архиепископа Сибири Киприяна, причислившего разбойника к лику святых, утверждая, что он «пострадати и благочистивому царю послужити». Летописи сибирские.
Тобольский подъячий Савва Есипов сочинил по указанию архиепископа летопись «О Сибири и о Сибирском взятии», где по специальному указанию воспевалась хвала и честь походам Ермака, с того времени и начался культ Ермака – грубейшая фальсификация истории.
Факты грабежей и разбоев отныне изредка упоминались. Появилась огромная литература, в которой рассказывалось о легендарном героизме атамана, о его государственной мудрости и даже нравственности поступков.
В.Г. Мирзоев постарался убедить своих читателей, что поход Ермака стал началом добровольного присоединения Сибири. П. Скрынников высказал мнение, что поход Ермака в Сибирь – это продолжение народного движения. То, что первыми русскими переселенцами здесь стали вольные люди, оказало большое влияние на исторические судьбы Сибири. Ермак силой принуждал завоеванные народы к переходу в христианскую веру, к уплате большой дани Российской короне. Об этом красноречиво свидетельствуют документальные источники.
Перед многими специалистами встает затруднительный вопрос с одной стороны позитивная деятельность Ермака по "освоению" Сибири, и в дальнейшем ее присоединение как бы имеет историческую ценность и факт, с другой стороны какими способами это было сделано бросает тень на все эти мероприятия.
За, счет противоречивости, которые не укладываются, Ермак ни плохой и ни хороший. Не он, так другой бы, человек пошел на Хана. Вопрос в том, что условия в которых был Ермак возможно диктовали ему другую правду. Но никто не был на месте Ермака и понять, а был ли у него другой выбор на пути, мог ли он другими способами тогда, находясь в своем положении, не на своей земле, сделать то, что сделал, то, что попросили?
Мог! Надо было не идти. А как же Царь? Сибирь?
Ермак был государевым палачом в какой-то момент своего отрезка жизни - если предельно прямо говорить. При высочайшей поддержке царя атаман огнем и мечом подводил сибирские племена под высокую руку самодержца. Только человек без рода и племени, превративший грабеж и разбой в ремесло, мог стать палачом, исполнителем воли империи, стремившейся разрастись в ширь.
Но тайны продолжаются, без рода, без племени, без лица, может даже и без будущего, даже со смертью у Ермака много мифов!
В летописях сказано, что, возвращаясь на реку Вогай, Ермак узнал о богатом торговом караване, вышедшем из Средней Азии. Автор говорил, что атаман решил оградить караван от возможных набегов. Можно предположить, что он сам готовился к грабежу под предлогом защиты каравана от Кучума. В ночь с 5 на 6 августа 1585 года Кучум напал на дружину и разгромил ее. Раненый Ермак утонул в Иртыше. В августе тело Ермака было найдено в 12 км от местности Абалак. Яныш, сын Беким-Бека, ловил рыбу и увидел торчащую из воды ногу. Миллер пишет, что мусульмане устроили погребальный пир по атаману.
Существует и такая легенда, изложенная в эпосе «Сатбек батыр». В этой книге Ермак описывается как преступник, убивший жену Сатбека, его двоих детей и 9 слуг. Мститель, затаившийся за дверью, орудовал топором, убивая выходивших из дому спутников Ермака. Последним вышел Ермак. Сатбек отрубил атаману руку. Но тот одной рукой положил на лопатки Сатбека. В тот момент дочь Батеш спустила на Ермака огромного черного пса. Ведущий лейтмотив эпоса – кровавый палач, вырезавший мирных людей, умер собачьей смертью.
Возможно мнения о Ермаке не имеют общей картины, в силу того, что для одних он был выгодным, а другим от него ничего не надо было. Поэтому, такие рассуждения и явные разносторонние суждения о нем. Одни смотрят на результат, а другим мало результата, важно какой ты был человек, да каким способом сделан твой результат!
Но и не хотелось бы читать только один источник (правильный или неправильный), минуя остальные. Все документы писались людьми, которым мог Ермак быть симпатичен или же нет...
Сейчас видно, что Ермак заставил покориться Сибирь, и открывал ее одновременно, когда кое-где ему были рады потому, что власть Кучума не всем была мила...
Но на вряд ли есть фигура в истории России, да и не только России не имеющая порицаний, потому, что и мы сами не можем быть только хорошими или плохими. Мы постоянно балансируем, но это уже психология.
Вот такая история. Пришел с Волги, а ушел в Вогай...
Благодарю за интерес!
У женщины самые обычные ноги и предназначены они для того, что бы она ими пользовалась
Снятая дамой юбка, накинутая на голову мужчине помогла избежать трагедии...
Боярышник оптимизирует сердечный ритм, усиливает кровообращение в сосудах головного мозга
Тысяча причин положить на рану тысячелистник
Царская шутка так и остается шуткой, как Лакосте (шуту Петра I) отказали в правах на остров
Юбка мужественности и свобода движений
Пока Иван Грозный ломился в Европу, европейцы пристально тяготели в Московию
Снайперы в рукопашной - 18 лет Алия Молдагулова
Хуже всего в войне чувствовали себя ни старики, ни мужчины, ни женщины
Купино и мифическая рыбка - чинюшка
Прожила с ним 20 лет и ни разу не видела его рта
Вид на жительство в России бессрочно