На заре артиллерийской эпохи во флоте первые орудия не казались решающей силой. Время артиллерийских дуэлей пришло много позднее. А до той поры сначала наблюдались только робкие попытки ввести порох на корабли. Вроде первыми сподобились опробовать пушки в морском сражении на Средиземном море. Но там их рассматривали только как средство первого удара по абордажной команде – именно рукопашные схватки решали исход сражения. Скажем, в начале XV столетия мощнейший корабль Европы мог похвастаться всего тремя орудиями, установленными на верхней палубе.
Тяжелые пушки вообще было проблематично установить на корабль – нарушалась центровка и посудина могла запросто опрокинуться от любого неожиданного шквала. До тех пор, пока не изобрели пушечные порты – тут уже появилась возможность на самых нижних палубах устанавливать действительно серьезные калибры.
И вроде бы батарейное размещение артиллерии вдоль бортов решило все проблемы адмиралов, да тут настала эпоха металла и пара. И оказалось, что прежние системы просто не в состоянии пробить борт, защищенный пирогом из дерева и железа.
Пришлось срочно наращивать мощь пушек. Естественно, путем увеличения калибра. Но сами пушки еще долго заряжались с дула, отчего требовали дополнительных механизмов для ускорения этого процесса. И, соответственно, размещение их побатарейно вдоль бортов стало бесполезным – слишком тяжело. Иные корабли могли поднять всего два-четыре таких монстра, и понятно, что от прежней схемы их установки пришлось отказаться – слишком жидким выходил бортовой залп, а перезарядка и вовсе отнимала массу времени. Да и усилившаяся защита тоже весила немало. Так что идея стопушечных кораблей себя изжила.
Поставив на корабль несколько больших пушек, приходилось думать, как обеспечить им круговой обстрел. И началось соревнование башни и барбета (последний, кстати, победил, хоть его и принимают часто за башню, но конструктивно это барбет с вращающейся крышей). Но и тут оставалось непонятно, как расставлять эти махины. Тем более, что в приоритете оставалась возможность кругового обстрела. А еще никто не хотел отказываться от вспомогательного калибра – главный получился уж слишком медлительным, поэтому предполагалось, что от насильника помельче броненосцу придется отстреливаться много и часто.
Закономерно, что начать решили с малого – установить пару пушек в одной башне в самом центре корпуса. Но тут оказалось, что в таком случае на палубе вообще ничего расположить нельзя – сметает при выстреле. Отчего пришлось прятать службы или под палубу, или городить их поверх башни. Но эта пирамида имела пределы, поскольку прилично влияла на остойчивость и управляемость в свежую погоду (сильно парусила).
Придумали ставить пару башен тандемом. Но тогда падали возможности залпа кормового или по движению судна – башни мешали друг другу. И тогда их стали сдвигать к бортам относительно продольной оси. Что давало возможность задействовать уже всю мощь для продольной пальбы. Естественно, что башни на одном перпендикуляре не размещали – тогда бы неизбежно выросла ширина корпуса, что сказалось бы на скорости. Поэтому одна стояла, скажем, ближе к носу со смещением к правому борту, а вторая располагалась ближе к корме со сдвигом к левому борту. Но вот надстройки пришлось ставить на свободном участке между башнями, где они тоже изрядно страдали при стрельбе (даже вводили ограничители поворота, но тогда терялось преимущество базовой идеи). Тогда придумали сооружать легкую конструкцию поверх башен. Но на этих мостках не получалось поставить серьезную защиту, отчего и рулевой мостик, и пост управления в реальном бою почти сразу сметались осколками.
Но тут инженеры серьезно поработали над проблемой перезарядки, отчего скорострельность увеличилась. То есть проблема мощи носового и кормового залпа оказалась уже и не такой злободневной. И американцы додумались устанавливать пушки на носу и корме в нескольких башнях, причем задние пришлось делать выше передних. Вот только управление огнем еще не было централизованным, отчего каждая башня стреляла самостоятельно, руководствуясь показаниями собственного дальномера. Он ставился на крыше башни. Так что, когда стреляла задняя башня, на нижней, передней, пороховыми газами эти приборы просто разносились в щепу. Поэтому пришлось выпускать наставления, запрещавшие стрелять задним башням по оси корабля в любой обстановке, кроме критической. Словом, наметился новый тупик. А еще приходилось думать, где разместить средний калибр, от которого отказываться не собирались (время "Дредноута" еще не пришло).
Американцы спроектировали в 1896 странный береговой броненосец, в котором присутствовали и главный калибр 330 мм, и вспомогательный малый 127 мм. Причем расположили их традиционно – главный в носовой и кормовой башнях, а скорострельные пушки поставили в бортовые казематы. Но и от промежуточного 203 мм решили не отказываться. И тот разместили… в малых башнях поверх главного калибра, вторым этажом.
В теории вышло неплохо, но на практике такая высокая конструкция отрицательно сказалась на остойчивости. А еще одновременно наводить пушки главного калибра и среднего выходило проблематично – наводка сбивалась. А при стрельбе от сотрясения и вовсе наступала неразбериха. Так что огонь вели или средним, или главным калиб3ром. Ну и при выходе одной башни из строя огонь прекращали сразу четыре ствола. Это заставило умерить аппетиты и вернуться к паре пушек в одной носовой или кормовой башне. Правда, иногда ставили где-нибудь в центре корпуса башню-другую, чтобы та стреляла по борту. Позднее проблему решат централизованным управлением огнем, но это будет уже в ХХ веке.
× Поддержите подпиской наш телеграм-канал: @battlez
Обязательно делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам действительно понравилась!
И не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала