Все мы хотим находиться в безопасности. Форс-мажорные случаи – редкость в нашей повседневной жизни (потому они и форс-мажорные). Просыпаясь в 7 утра от звонка будильника, мы примерно понимаем, как пройдёт день – гигиенические процедуры, завтрак, поездка на работу, выполнение трудовых обязанностей с перерывом на обед, поездка до дома, поход в магазин (у кого то), проведение досуга, ужин, сон – и всё заново. То же самое – в менее конкретной форме – касается недели, месяца, года и так далее. У людей бывает разный горизонт планирования, но, как правило, они рассчитывают, что всё будет хорошо. Однако реальная жизнь вносит свои коррективы в наш еженедельник. Иногда мы заболеваем, иногда попадаем в ДТП, иногда оказываемся обманутыми, а иногда даже умираем.
Всё-таки человечество старается взять под контроль и чрезвычайные обстоятельства, превратив их преодоление тоже в рутину. Огромные сферы деятельности ответственны за это – медицина, пожарная служба, полиция, судебная система. Здесь главную роль играет государство. Чем эффективнее государство, в котором ты живёшь, тем больше шансов на помощь со стороны перечисленных служб. Не менее масштабные индустрии задействованы в профилактике форс-мажоров – юридические услуги, страхование, отдельные отрасли медицины. Я не зря использую термин “индустрия”. Государство уже не способно в одиночку обеспечить потребности людей – по крайней мере, напрямую. А потому на помощь приходит частный бизнес. Например, человек, имеющий генетическую предрасположенность к заболеванию, страхует риск его возникновения. Через какое-то время он имеет все шансы справиться с ним, благодаря тому, что своевременно воспользовался услугой, которая эффективно оказывается страховой компанией (здесь речь даже идёт о цепочке услуг - юридических, страховых и медицинских).
И, тем не менее, безопасность имеет свои пределы. Ни один механизм, придуманный человечеством, не работает идеально. Мы не можем, например, справиться с природными катаклизмами. И речь не только о наводнении, цунами или извержении вулкана. Снегопад может привести к росту количества ДТП, а иногда парализовать движение транспорта в городе. Это, в свою очередь, создаст проблемы для других отраслей – работы скорой помощи, например. Современная медицина стремительно развивается. Есть успехи в борьбе с заболеваниями, казавшимися неизлечимыми ранее. Растёт продолжительность жизни человечества (в первом мире, во всяком случае). Однако этот рост приводит, в том числе, к новым проблемам. Старческие деменции – классический пример обратной стороны медали. Решение одной проблемы порождает новую.
На протяжении человеческой истории предпринимались попытки создать государство, максимально безопасное для проживания людей. Можно привести в пример Сталинский СССР или современную Северную Корею. Насколько я знаю, в Северной Корее, для того, чтобы провести ночь вне дома, необходимо поставить об этом в известность местный аналог ЖЭКа. Не могу гарантировать подлинность этой нормы, так как любая подобная информация (информация оттуда!) трудно проверяется. Собственно, минимально знакомясь с политическими новостями в современной России, мы можем видеть идею безопасности, как часто используемый аргумент для принятия закона или выделения бюджетных денег. Присоединение Крымского полуострова официально подавалось, как спасение живущих там людей. Закон о суверенном интернете, борьба с группами смерти в контакте, законодательство об экстремизме – всё это в основе своей имеет идею безопасности (как её понимают законодатели). Нам предлагается терпеть определённые неудобства, где-то отказываться от развития или привычного образа жизни, в обмен на более важную (по мнению законодателей) часть жизни.
Тем не менее, очевидно, что невозможно строить свою жизнь, опираясь только на соображения безопасности. Садясь утром за руль автомобиля, большинство из нас не держит в голове статистику ДТП со смертельным исходом. А у некоторых даже нет аптечки и огнетушителя под рукой (что неправильно конечно). Я помню, что во время обучения на получение водительского удостоверения, преподаватель теории, разбирая раздел про безопасность, серьёзным тоном произнёс – этот раздел Вам нужно сейчас просто вызубрить, чтобы потом забыть. Я тогда подумал, что это неправильно и цинично. Сейчас, будучи водителем с 6-летним стажем понимаю, что инструктор был прав. Конечно, он мог бы произнести тогда пламенную речь о том, что этот раздел – самый важный в нашем обучении и нам стоит перечитывать его каждый месяц. Студенты бы даже согласились с этим, но стал бы кто-то из нас реально так делать? Подавляющее большинство – конечно нет.
Всю свою 29-летнюю жизнь у меня есть домашние животные – кошка или собака. Бывало, что и оба сразу. Видя на подъездной двери объявление об очередном потерявшемся любимце, я всегда удивлялся и представлял владельца животного глупым, безответственным человеком – “блин, ну как можно потерять кошку?” Недавно, моя хорошая подруга при переезде упустила любимого кота. Между тем, её никак нельзя назвать беспечной, и уж тем более, глупой. Благо, та история имела счастливый конец. Кстати, уже после этого и я сам попал в похожую ситуацию и примерил роль “глупого владельца животного” на себя.
Ещё один регулярно повторяющийся кейс из этого же ряда – это маленькие дети, выпадающие из окна многоэтажки. Каждый год можно прочитать такую новость. Это случается и с детьми известных людей. Свежий пример – несчастный сын популярного рэп-исполнителя Мияги. Очевидно, что эти случаи не связаны исключительно с маргинальными семьями, в которых пьяная мать отключилась и не уследила за ребёнком, ползающим по подоконнику. Факт в том, что это может случиться с каждым родителем, живущим в многоэтажном доме. Представляю, как тяжело читателю-родителю маленького ребёнка осознать данную мысль.
Значат ли все эти примеры то, что не стоит переживать относительно болезни, смерти, ограбления, несчастного случая (и далее по списку), если с этим ничего нельзя сделать? Конечно же, не значит. Да и люди не таким образом устроены, чтобы успокоиться на сей счёт. Планирование – неотъемлемая часть нашей жизни. Примеры Северной Кореи и Сталинского СССР также не говорят о том, что выбор стоит между развитием и безопасностью. Скорее некоторые политические силы пытаются убедить нас в существовании подобного выбора. Если сравнить рейтинги стран по уровню жизни и уровню безопасности (например, в виде количества совершаемых ежегодно насильственных преступлений), то вверху окажутся примерно одни и те же страны (не Северная Корея, конечно). Приведённые мною примеры, как раз, говорят о том, что у реализации любой из человеческих потребностей есть свои пределы. Безопасность – в широком смысле – здесь не является исключением. Культ безопасности, как и любой другой культ, столкнётся с непреодолимыми преградами в виде реальной жизни. И в этот момент станет ясно, что мы упустили что-то важное. Мы не смогли принять сложную правду и не правильно расставили приоритеты…