Найти тему
Music5

5 советских рок-групп, не имевших аналогов на Западе

Оглавление

Весь советский рок - плагиат. Согласны? Я - нет. Но в музыкальном плане большинство советских групп работали в привычных жанрах: рок-н-ролл, хард-рок, нью-вейв, пост-панк и т.д. Но были и те, чье творчество ни в рамки жанра, ни в рамки сходства с западными аналогами не укладывались. В этой подборке - 5 таких групп.

5. "Центр"

Первый состав "Центра", 1983-84 годы
Первый состав "Центра", 1983-84 годы

"Центр" - группа-загадка. Они начинали с ретро - на первом альбоме был рок-н-ролл, шейки и твисты с наполненной неожиданными образами лирикой (руку к последней приложил поэт-мистик Евгений Головин). Никто тогда в СССР ничего подобного не делал, и "Центр" мог бы продолжать играть такую музыку еще долго.

Но в том же 1983 году у группы вышел альбом "Однокомнатная квартира". На фоне примитивного ритм-бокса звучали монотонные безэмоциональные монологи ("Лифт - лифт - два раза в день - утром туда - вечером сюда") и диалоги ("Ты купи себе гитару, целый день на ней играй - Не хочу, не хочу, не хочу"). Суровый советский ответ Kraftwerk. Но и это не было чем-то уникальным.

Свое особое звучание группа получила, когда объединила эти две традиции - ретро и техно - в альбомах 1984 года - "Чтение в транспорте" и "Тяга к технике". Твисты под драм-машинку, рок-н-роллы с текстами про техницизм - все это сделало "Центр" особенным. Василий Шумов, лидер "Центра" легко перенес запрет на исполнение собственных песен - он начал играть советские шлягеры в своей обработке, и с таким материалом даже попал на телевидение, одним из первых в советском "подпольном" роке.

Собственные песни "Центра" второй половины 80-х тоже были уникальными, но в плане текста: Головин с Шумовым вытравили из лирики вообще какие-либо эмоции, оставив лишь сухие перечисления. Классический пример - трек "Алексеев" - в нем перечисляются люди с фамилией Алексеев, и чем он занимаются. У любой другой группы это смотрелось как стеб, но когда подобные тексты произносил Шумов, сын военного с тяжелым цепким взглядом, это воспринималось, как откровение.

4. "Гюнеш"

-2

Из всей этой пятерки единственная не "подпольная", а вполне "официальная" группа (точнее, ВИА), пользовавшаяся, впрочем, уважением у андеграундных рокеров.

"Гюнеш" играли очень сложный, очень быстрый прогрессив-рок. Особенность их была в том, что за основу они брали не европейский авангард и даже не сложные виды джаза, а исконную туркменскую музыкальную традицию. Она, естественно, не встраивалась в европейскую систему с ее размером 4/4 и четкими понятными тональностями. Поэтому на выходе получалась колоритная и сложная музыка, аналогов которой найти практически невозможно.

Еще одной "фишкой" группы было то, что главной звездой в ней был не вокалист и даже не гитарист, а барабанщик. Ришад Шафи шокировал советских слушателей прической в стиле "афро", белозубой улыбкой и феноменальной техникой игры. Его установка была дополнена туркменскими народными барабанами еще в конце 70-х, а к началу 2000-х она стала настолько большой, что под нее Ришаду пришлось изобретать новую педаль.

3. "Вежливый отказ"

-3

"Вежливый отказ" никогда не стеснялся своей принадлежности к советскому року. Выпускник консерватории Дмитрий Шумилов сыграл негра в "Ассе", группа выступала в "Музыкальном ринге" (проиграв в "спарринге" питерским "Джунглям"). И все же, группа разительно отличалась от остального советского рока, да и в мировом пространстве (особенно того времени) аналогов ей найти не удается. "Опера-86" (дебютный альбом группы) получился в духе "странные бородачи с музыкальным образованием пытаются играть нью-вейв". Это тоже не имело аналогов, но это был тупиковый путь. Истинный голос группа обрела на альбоме "Пыль на ботинках".

Для джаза эта музыка слишком структурирована, для рока - слишком свободна. Плюс ко всему - элементы регги и вокал: классический - у Шумилова и нарочито народный у Суслова. Тексты - абстрактные (а то и вовсе тарабарщина, как в "Рыбе"). Похоже на эмбиент, но есть ритм. Всякая попытка уместить эту музыку в привычные категории заканчивается провалом. И в зарубежной музыке я аналогов тоже не находил.

В 90-е Суслов уехал в деревню, где занялся сельским хозяйством. "Вежливый отказ" существует до сих пор, но в нынешнем нем не хватает хрупкости и импрессионистского звука, делавших его по-настоящему уникальной группой.

2. "Звуки Му"

-4

На вышеупомянутом "Музыкальном ринге" 1989-го выступал и "Центр", и "Вежливый отказ", но запомнилась всем другая московская группа - "Звуки Му".

Про уникальность этой группы долго рассказывать нет смысла: из всех советских групп именно "Звуки Му" решил продюсировать Брайан Ино. А он, создатель эмбиента, вдохновитель Боуи и продюсер дикой ноу-вейв компиляции No New York, точно знал состояние западной музыки на тот момент. Ему хотелось поработать с "человеком из средневековья", коим был, в его представлении, Мамонов.

Но одной только личностью Мамонова ранние "Звуки" не ограничивались. Не зря ведущая "Музыкального ринга" в конферансе говорит нескладную фразу про "элементы рока, джаза, народных напевов, замешанных на парадоксе" - на самом деле в музыке "Звуков" нет ничего из этого. Это настоящий русский пост-панк (если понимать панк как пьянку, а пост-панк - как похмелье): монотонная ритм-секция Липницкого и Павлова, издевательские клавиши Хотина и идущая наперерез всему гитара Бортничука. Мамонов, выглядевший как алкоголик, нашедший последний приличный костюм в своем шкафу, идеально с этой музыкой резонировал.

На пике популярности Мамонов группу распустил, в 90-е она вернулась и тоже с очень необычным материалом ("Грубый закат"), но той магии конца 80-х в ее музыке уже не было.

1. "Раббота Хо"

-5

В конце 80-х Украина переживала свой рок-ренессанс. "Раббота Хо", представительница киевской "Рокъ-артели" (туда еще входили "Вопли Видоплясова" и "Коллежский асессор") была в авангарде этого движения. И, вместе с тем, они остались тайной - три человека совершенно обычного вида, скитавшиеся по подвалам Киева в поисках новой репетиционной базы. От них могло вообще ничего не остаться, если бы лидер, Сергей Попович, не записал бы тайно одну из их репетиций - это даже альбомом сложно назвать. Но музыка, которая сохранилась - ей трудно найти аналоги: сложные барабанные ритмы, синтезаторный бас, многослойные гитарные партии и сумасшедший драйв, взбудораживший даже Егора Летова. И еще более мрачный пост-панк, чем у "Звуков Му". Попович говорил, что "Высокогорную астрономическую станцию" он написал, увидев на улице "черного человека", живую тень. И такой пронизывающий все страх сочится из каждой песни группы.

К сожалению, на Яндекс.Музыке альбомов группы нет, поэтому нашел раритетный лайв "Станции" 89-го года. ТВ-версия 1990 - уже не совсем то.

"Золотой состав" распался почти сразу - Попович собрал новый, перезаписал старые песни, но они уже тогда потеряли свой минималистичный шарм.

Спасибо, что дочитали до конца!

Конечно, таких групп в СССР было больше, чем 5. Пишите в комментарии, кого бы вы добавили в такую подборку и почему. И не забывайте подписываться на канал - это лишь первая запись, но скоро будут новые материалы о музыке:)