"Горе-море" (Горьковское водохранилище),вообще-то, вполне себе море, по официальным данным более четырехсот километров в длину, и до четырнадцати километров в ширину в самом широком месте. Но, там, где мы сейчас болтаемся, поуже, километров восемь: пять до города Чкаловск на правом берегу, и три до нашей родной гавани – студенческого лагеря Ждановец на левом. Берега, конечно, видны, но на горизонте никого, во-всяком случае без бинокля не разобрать.
Вы спросите: «А что это вы здесь делаете, а?» Да ничего особенного не делаем, изучаем науку хождения под парусами, причем по собственной воле и без всяких учителей. И это нас, новичков- самоучек, изрядно заводит. В смысле нравится. Горе-море шуток не любит: может разгуляться вполне серьёзная волна, да и до берега плыть не близко. Вот и сегодня ветер дует не на шутку, да еще крутится, как флюгер и бьет нас короткими шквалами.
Сейчас я рулевой, а Саша работает матросом. Мы идем то в галфвинд, то в бакштаг, пробираясь через толчею волн к высокому правому берегу. Я чувствую, как шквал нагибает наше утлое плавсредство, так что ванты звенят. «Держимся, открениваем!» - кричу я другу, не желая уменьшать скорость. Мы оба цепляемся ногами и изо-всех сил свешиваемся за борт параллельно воде: я со удлинителем руля в одной руке, и со шкотом грота в другой, а Саня со шкотом стакселя. Кадет устремляется вперед, как резвый конь, но тут шквал, зараза, падает до нуля. Мы валимся вместе с лодкой на ветер! Мгновение, и в волнах видны только наши головы и белое днище Кадета. Да-с, конфуз вышел, такой номер мы проделали в первый раз.
Отплевавшись, Александр обратился ко мне с извечным русским вопросом в духе Достоевского. «Сейчас придумаю, что делать», - говорю я, и командую, - «Ныряй, Саша, за швертом». Шверт – это выдвижная пластина, опускающаяся в воду из колодца в днище. Без нее яхта не поедет, как надо, при боковом ветре. Наш шверт сделан из толстой фанеры. Когда яхта перевернулась, он вывалился, и где-то под нею плавает, если уже не уплыл восвояси. То-то я думал, зачем у него сверху дырка просверлена? Оказывается, чтобы веревкой привязать и не потерять. А мы то не знали!
Саня набирает воздуха, и скрывается под лодкой. Секунд через десять выныривает и тащит за собой что-то желтое и плоское. «Нашел!», - радостно кричит мой коллега. «Отлично», - говорю, - «А теперь ныряй обратно, и высуни его снизу!» Саня худой, как тростинка, а я потолще, поэтому лезу на днище, ловлю высунутую через колодец часть шверта, и вытаскиваю его до упора. Потом берусь за конец пластины, встаю на самый край и тяну, тяну. С хлюпаньем и брызгами Кадет переворачивается в нормальное положение. Мы во воде, но я успеваю схватиться за шкот, потому что наша неуправляемая «лошадь» так и норовит ускакать. В общем, залезли на борт, воду вычерпали и продолжили путь. Конечно, в умной книжке наверняка написан порядок действий при нашем происшествии, но куда интересней догадаться самому.
Картинка взята с Yandex.Картинки.