Здравия вам, уважаемые читатели!
Есть различные методические, специально разработанные специалистами игры-занятия по развитию речи. Прекрасно, но речь сегодня не о них, а о моём советском детстве.
Кто в то время водил детей гулять? Кто готовил нас к школе? Кто сидел с детьми за уроками? Кто заставлял читать? Кто организовывал игры для нас? Родители на работе.
Варились ребятишки в собственном соку, что называется. Варились не поодиночке, а всем двором или всем переулком в деревне, как мы.Приходили чаще всего в школу не читающими, неподготовленными (по сегодняшним меркам) и быстро всему учились.
Нет, неправильно написала. Была у нас в соседях тётя Нюся, домохозяйка с 6 детьми. Вот она-то и подсказывала, в какие игры можно поиграть, чтоб не скучно было. Вспоминаю эти игры сейчас и понимаю, что в целом они и служили незаметной подготовкой к школе и помогали, например, развитию речи в учёбе.
Об одной такой игре хочется сегодня рассказать. Мы называли её "Барыня".
Описываю, как помню. Все усаживались в ряд на лавочке. По считалке выбирали водящего. Он начинал игру, задавая вопросы. Отвечать нужно было быстро и точно, ответ не исправлять. Если происходила задержка ответа, считали до 3 и игрок выбывал из игры. На вопросы можно было отвечать что угодно, но "чёрно с белым не носить, "да" и "нет" не говорить."
Водящий обходил играющих, останавливался перед одним из них и говорил:
"Вам барыня прислала сто рублей, приглашает вас на бал. Что хотите, то купите, чёрно с белым не носите, "да" и "нет" не говорите.
-Вы поедете на бал?
-А какое платье (рубашку) купите- чёрную или белую?
(Синюю).
-Так она не синяя. а чёрная!
(НЕТ, не чёрная) -если игрок оговорился и стал спорить "нет" или соглашаться "да"- он выходит из игры или отдаёт свой фант. В конце игры по заказу ведущего он будет выполнять штрафные действия.
Водящий задаёт следующему игроку вопросы, начиная такую же присказку, а вопросы-другие, начиная со второго.
-А на какой лошади поедете, на чёрной или на белой?
-А в магазин заедете? (Заеду)
-Купите белый хлеб или черный? (Мягкий)
-А через Москву поедете? Это большой город?
-А там длинные улицы? А там маленькие дома? А машины ходят чёрные или белые?
-Там пингвины по улицам ходят. А они черные или белые?
и так далее.
Сами видите, речь развивается. Особенно трудненько приходится водящему. Он должен быстро придумать и сформулировать вопросы так, чтобы захотелось ответить " да" или "нет". Дети тоже должны не дремать, а быть находчивыми, "за словом в карман не лезть". Так как у нас были разновозрастные ребятишки, то чаще мы просили самого умного и взрослого быть водящим.
Ещё мы играли в "охотника". На одной стороне полянки несколько человек. Это дом. Там охотники. Через несколько шагов мы делали какую-нибудь метку-веточку, камни. Дальше был лес, где водятся разные звери.Один из охотников делает шаг, останавливается и говорит:
-Я пойду в лес, на охоту и поймаю...зайца
Делает ещё шаг с названием животного. И так далее. Если дойдёт до леса и назовёт , не задерживаясь, животных -он хороший охотник. Называть два раза одно и то же животное нельзя. Домашних животных тоже нельзя называть. Птиц-тоже нельзя.
Для птиц может быть другой вариант, когда ловят только птиц.
Сейчас многих детей может шокировать даже слово "ловят", не говоря уж про слово "убьёт на охоте". Поэтому назовём теперь игру "Фотоохота" да и всё.
Помню , несколько лет назад мы изучали в классе по литературе рассказ М.Зощенко "Великие путешественники", и дети дочитали фразу
"Что касается еды, то мы по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем жарить на костре", они, как по команде вопросительно уставились на меня и заговорили : " Как так убивать животных?Разве такое возможно?"
Поэтому, пусть будет "Фотоохота".
А какие игры для развития речи знаете вы из детства? Или просто интересные игры?
Всем удачи! Жду комментариев!