Сегодня я хочу рассказать вам об одном очень интересном и талантливом архитекторе, имя которого известно далеко не всем петербуржцам. И это не очень-то справедливо, ведь герой сегодняшней статьи, Алексей Бубырь, является одним из ключевых представителей стиля северный модерн в Петербурге. Его работы украшают исторический центр Санкт-Петербурга и известны многим жителям и гостям нашего города (чего стоит один дом Капустина, известный как "дом из фильма Питер FM"). Так что архитектор Бубырь, несомненно, заслуживает вашего внимания!
Свой рассказ я, по традиции, начну с биографии архитектора, после чего мы рассмотрим самые выдающиеся его постройки. Все фотографии в статье (кроме исторических) моего авторства. Начнём!
Биография
Алексей Фёдорович Бубырь родился в 1876 году в деревне Алексеевка (современная Днепропетровская область, Украина). Там же он получил среднее образование в местной гимназии, после чего переехал в Санкт-Петербург и поступил в Институт гражданских инженеров (нынешний СПбГАСУ). Будучи студентом, Алексей Фёдорович посещал страны Европы для знакомства с иностранной архитектурой. Наиболее важной для Бубыря стала поездка в Финляндию, архитектурой которой он вдохновлялся на протяжении всего своего творческого пути.
Важно отметить, что в Институте гражданских инженеров Бубырь познакомился с множеством талантливых архитекторов - как среди преподавателей, так и среди однокурсников. Интересно, что в последствии, при проектировании зданий, Бубырь часто работал в паре, а особенно часто его путь пересекался с двумя архитекторами: Ильиным и Васильевым. Как вы уже, наверное догадались, и с тем, и с другим Бубырь учился на одном курсе в институте. Вот так вот студенческая дружба переросла в плодотворное сотрудничество зрелых архитекторов.
Алексей Бубырь умело совмещал сразу три рода деятельности: помимо государственной службы и строительной деятельности, он преподавал архитектурное проектирование в институте. Причём о Бубыре положительно отзывались его студенты, отмечая его педагогический талант и живой интерес к преподаваемой им дисциплине. Одним из учеников Бубыря был архитектор Никольский - основоположник архитектуры авангарда в Ленинграде (Ушаковские бани "Гигант", Кушелевский хлебзавод, стадион имени Кирова).
Из интересных фактов можно отметить, к примеру, что в своё время Бубырь являлся репетитором дочери Дмитрия Ивановича Менделеева Любови, что, в итоге, сблизило его с семьей легендарного учёного. К слову, Любовь Менделеева позже вышла замуж за не менее известного поэта Блока, и Бубырь был в числе приглашённых на свадьбу. Этот факт я привожу не просто так - ведь он демонстрирует, насколько высоким статусом обладали в то время архитекторы, и в каких кругах общества они "вращались".
Увы, плодотворную деятельность архитектора разом оборвала революция. Очевидно, что после неё Бубырь перестал получать частные заказы, и в итоге принял решение вернуться на родину, на Украину. Но, к сожалению, судьба архитектора сложилась трагически - спустя год после переезда, Бубырь был убит бандитами на Украине. Произошло это в 1919 году, Алексею Фёдоровичу на тот момент было всего лишь 43 года.
Надеюсь, я не слишком сильно утомил вас этой биографической справкой. Теперь же я предлагаю рассмотреть самые выдающиеся постройки Бубыря. Я расположил их в хронологическом порядке.
Доходный дом евангелическо-лютеранской церкви святой Анны
Дата строительства: 1903-1904
Совместно с: Ильиным
Адрес: Фурштатская улица 9, метро "Чернышевская"
Свой рассказ о творческом пути Бубыря я хочу начать со здания, построенного в совершенно несвойственном ему эклектичном стиле. Доходный дом церкви святой Анны - первая полноценная архитектурная работа Бубыря, хоть и выполненная совместно с его бывшим однокурсником Ильиным.
К слову, церковь святой Анны переводится на немецкий как "Анненкирхе" - думаю, что многие из вас слышали это название. Эта церковь известна своим мрачным и полуразрушенным внутренним декором - этот фактор часто привлекает к ней туристов, так как изнутри она выглядит действительно очень необычно. Я не просто так упомянул Анненкирхе, ведь её внешний вид напрямую повлиял на облик соседнего доходного дома - таково было желание заказчика, а архитекторы Бубырь и Ильин грамотно его исполнили.
Собственно, долго рассказывать про доходный дом при Анненкирхе я не вижу смысла - дом построен со вкусом, но в довольно типичной для Петербурга того времени стилистике, из-за чего он не очень сильно выделяется среди окружающих его строений. Но не упомянуть первую (да ещё и довольно нетипичную) работу Бубыря было бы просто неправильно.
Собственный доходный дом Бубыря
Дата строительства: 1906-1907
Совместно с: Васильевым
Адрес: Стремянная улица 11, метро "Маяковская"
Дом Бубыря - одна из первых построек Алексея Фёдоровича и первая постройка, выполненная в союзе с архитектором Васильевым. Творческий дуэт этих архитекторов подарил Петербургу немало прекрасных зданий, и доходный дом Бубыря не стал исключением - его фасад можно назвать настоящим произведением искусства, а также эталоном северного модерна!
Наибольший эффект на зрителя производит материал, в котором выполнен фасад здания: нижняя его часть облицована финским гранитом, эркер и второй этаж покрыты горшечным камнем, в остальных же местах на фасаде можно наблюдать либо плитку, либо фактурную штукатурку. Другими словами, все материалы подобраны в соответствии со стилистикой здания - большая их часть добывалась в Карелии или Финляндии, что особенно характерно для северного модерна.
Помимо этого, дом Бубыря обладает и другими, типичными для модерна деталями: ассиметричным эркером (причём этот эркер занимает значительную площадь фасада и является чуть ли не главной деталью дома Бубыря), оконными проёмами разных форм и вариаций и главное - причудливыми узорами, изображающими сказочных персонажей, в особенности обитателей леса (тема природы в целом была очень популярна в рамках стиля модерн).
Считается, что главный фасад здания проектировал архитектор Васильев, тогда как Бубырь, по большей мере, занимался планировкой здания и его пространственным расположением. А оно у дома довольно интересное - "П"-образное здание по плану, с открытым двором (отсутствие тесного двора колодца положительно влияет на качество жизни в доме). Правда, в последующем по проекту Бубыря к зданию был пристроен боковой флигель, который почти замкнул двор и в значительной степени прикрыл его от внешнего мира - данный флигель архитектор использовал под собственный гараж. Да, Бубырь был автомобилистом - и это в 1907 году!
Интересно, что изначально заказчиком дома являлось семейство Угрюмовых. Однако, после строительства доходного дома Бубырь перекупил его - судя по всему, ему очень понравился результат собственных трудов. Более того, в этом же доме, на шестом этаже, Бубырь организовал собственную мастерскую, в которой и были созданы все последующие творения архитектора! Так что для Бубыря этот дом, несомненно, является знаковым.
Доходный дом Обольянинова
Дата строительства: 1907-1908
Адрес: Таврическая улица 37, Тверская улица 2, метро "Чернышевская"
Доходный дом, расположенный на углу Таврической и Тверской улиц, не отличается обилием декоративных приёмов - это характерный признак домов Бубыря, так как он уделял максимальное внимание формам здания и их расположению. Другими словами, Бубырь строил дома "изнутри-наружу", то есть, планировка здания была первична, а внешний вид фасада - вторичен. Такой подход в целом был популярен среди архитекторов стиля модерн - важно строить удобные и практичные здания, причём делать это так, чтобы их утилитарность выглядела красиво с художественной точки зрения. Собственно поэтому и считается, что модерн, в своём роде, заложил основы для появившихся в будущем стилей: конструктивизма и функционализма.
Именно это мы и наблюдаем у доходного дома Обольянинова: окна разного размера являются украшением фасада, но при этом их главная функция - обеспечить квартиры разных планировок (а, стало быть, и разных площадей) необходимым уровнем инсоляции. Похожую роль выполняет и скошенный угол здания: с художественной точки зрения он придает дому эффект обтекаемости и пластичности, однако с функциональной точки зрения такая форма угла позволяет оптимизировать планировку угловых квартир и наделить угловые комнаты дополнительным окном с видом на Таврический сад.
Такое внимание планировке дома я уделил намеренно - остальные дома, созданные Бубырём, обладают такими же рациональными планировками и утилитарными чертами, а доходный дом Обольянинова я использую в качестве примера, чтобы в дальнейшем не повторяться на эту тему.
Доходный дом Латышской церкви
Дата строительства: 1910-1912
Адрес: Загородный проспект 64, Подольская улица 2, метро "Технологический институт"
Любопытное здание с угловой башенкой, ярко выделяющееся из всего ансамбля Загородного проспекта в промежутке от Московского проспекта до Витебского вокзала. Строился дом по заказу Латышской лютеранской церкви, которая располагалась раньше на углу Загородного проспекта и Верейской улицы (в советское время её снесли).
Стоит ли говорить, что доходный дом Латышской церкви обладает всеми типичными чертами архитектуры Бубыря: скромный декор фасада, разноформенные окна, ассиметричная композиция всего здания в целом. Интересен и "сглаженный" угол здания, выходящий на пересечение Загородного проспекта и Подольской улицы, который замыкает небольшая и элегантная треугольная башенка.
Интересно, что дом Латышской церкви дерзко выходит за пределы красной линии Загородного проспекта, тем самым выделяясь среди окружающих построек (это отчётливо видно фотографии ниже). На данный шаг Бубырь пошёл из необходимости - соседний дом на Подольской улице (училище и сиротский дом Латышской церкви) , построенный архитектором Шретером в 1882 году, расположен как раз таки по той самой красной линии. Другими словами, по воле заказчика Бубырь в значительной степени "уплотнил" застройку Загородного проспекта . Справедливости ради, отмечу, что власти очень сильно препятствовали строительству этого здания, но выкупить землю у Латышской церкви они не смогли, и в итоге проект всё таки был утвержден (не исключается влияние уже авторитетного на тот момент архитектора Бубыря).
Доходный дом Капустина
Дата строительства: 1910-1912
Адрес: Набережная реки Фонтанки 159, Климов переулок 9, метро "Технологический институт"
Вот мы и добрались до самой известной постройки Бубыря! Думаю, доходный дом Капустина известен многим - в своё время он засветился в фильме "Питер FM", после чего особенно сильно полюбился как петербуржцам, так и гостям города. Об этом доме я уже довольно подробно рассказал вам в своей статье о северном модерне, но всё же остались ещё вещи, о которых я вам не говорил ранее.
Но для начала охарактеризую постройку в целом. Данный дом был построен по заказу известного автогонщика Константина Капустина, являвшегося давним знакомым Бубыря - они вместе учились в институте, там они и подружились. Вообще, институт гражданских инженеров подарил Бубырю целую уйму друзей и знакомых, с которыми он позже был связан в своей архитектурной деятельности - вот уж точно институт с высоким уровнем "социальных связей"!
Посмею заявить, что дом Капустина - самая успешная и выдающаяся постройка Бубыря за всю его архитектурную карьеру. С одной стороны, она имеет все отличительные черты архитектора, передаёт его "творческий почерк", но в то же время, дом выделяется среди других творений Алексея Фёдоровича своей смелостью и яркостью.
В этом доме хорошо всё: грамотно подобранная цветовая гамма стен, оформленная по канонам северного модерна, необычные форма крыши на углу здания (типичный для Бубыря скошенный угол выглядит очень интересно и притягивает к себе внимание), классные разноформенные эркеры и несколько видов окон - в общем, в доме собрано всё, за что мы любим северный модерн! В подборке ниже я отдельными фотографиями выделил некоторые детали дома Капустина, ярко характеризующие индивидуальный "почерк" Бубыря (эти детали архитектор часто использовал и в других своих творениях).
Кроме того, на восприятие внешнего вида здания влияет и его местоположение: дом находится на набережной реки Фонтанки, близ Египетского моста - одного из самых красивых мостов, переброшенных через эту реку. Таким образом, совокупность этих факторов делает дом Капустина не только самой выдающейся постройкой Бубыря, но и одним из самых красивых и интересных домов в стиле северный модерн в целом. Если вы не видели этот дом вживую - настоятельно вам рекомендую это исправить!
Жилой комплекс Бассейного товарищества
Дата строительства: 1912-1914
Совместно с: Виррихом, Зазерским, Васильевым
Адрес: Греческий проспект 12, метро "Чернышевская"
Жилой комплекс Бассейного товарищества - это одна из самых масштабных построек Бубыря за всю его архитектурную карьеру. Впрочем, и создавалась она целой группой зодчих под руководством Вирриха и Зазерского (ими был разработан план застройки). Сказать точно, каким было "разделение труда" архитекторов - очень сложно, поэтому мы рассмотрим здание в совокупности, предполагая, что проектирование и строительство комплекса выполнялось в равной степени каждым из архитекторов.
Жилой комплекс Бассейного товарищества интересен своим пространственным расположением - несколько отдельно стоящих корпусов, разделённых довольно широким зелёным "Г"-образным сквозным двором, выходящим и на Греческий проспект, и на улицу Некрасова. Данный проект во многом предвосхитил своё время, и, отчасти, послужил прообразом советских жилмассивов (к слову, в последствии Зазерский напрямую поучаствовал в создании конструктивистских жилых комплексов, спроектировав Палевский жилмассив).
Внешне серый и мрачный (что довольно характерно для всего творчества Бубыря), фасад поражает (в хорошем смысле) своими массивными и при этом пластичными формами. Данный эффект достигается типичными для Алексея Фёдоровича приёмами: эркерами разных размеров с плавно закруглёнными углами, а также необычным углом здания (как вы уже заметили, Бубырь любил "сгладить" углы у своих зданий). Довершают картину разного рода статуи, обильно украшающие фасад комплекса Бассейного товарищества. Примеры этих статуй вы можете видеть в подборке фотографий ниже.
Доходный дом Дидерихса
Дата строительства: 1912-1914
Совместно с: Васильевым
Адрес: Большой проспект Петроградской Стороны 104, метро "Петроградская"
Одной из последних построек архитектора стал доходный дом Дидерихса, над которым архитектор работал со своим главным коллегой и отличным другом Николаем Васильевым. Заказчиком дома являлся тесть архитектора Бубыря, Р.А. Дидерихс.
Перед архитекторами стояла непростая задача - вписать дом в уже существующий неоклассический архитектурный ансамбль. Следует уточнить, что ни Бубырь, ни Васильев до этого не строили дома в стиле неокласицизм, они были исключительно мастерами модерна. Впрочем, Васильев был более универсальным архитектором, поэтому творческий процесс выглядел так: Бубырь разработал проект здания в стиле северного модерна, а Васильев приспособил его под окружающую застройку, придав зданию декоративных черт в стиле неоклассицизма.
В итоге здание стало этакой солянкой из двух стилей: северного модерна и неоклассицизма. Это довольно редкая комбинация архитектурных направлений, что делает доходный дом Дидерихса особенно интересным.
На самом деле, дом Дидерихса не был последней постройкой Бубыря. После него он ещё несколько раз возвращался к строительной деятельности, но по большей мере в качестве инженера, так как объектами строительства являлись промышленные корпуса фабрик. Ну а потом началась Первая Мировая война, а следом за ней и революция, так что архитектурная деятельность пошла на спад во всей стране, и Бубырь не стал исключением.
Заключение
Подводя итоги, хочется сказать, что Алексей Бубырь хоть и не является одним из самых известных архитекторов Петербурга, всё равно невероятно интересен - и как зодчий, и как личность в целом.
Особенно интересна, как по мне, история дружбы и рабочего союза Бубыря и Васильева - не так часто можно встретить столь крепкое "содружество" двух зодчих, да ещё и такое продолжительное. Про Николая Васильева я обязательно расскажу вам в другой раз - его судьба сложилась куда менее трагично, нежели у его коллеги Бубыря (после революции Васильев эмигрировал в США и там активно продолжал свою творческую деятельность, хотя и тосковал по родине).
Я надеюсь, что из этой статьи вы узнали для себя что-то новое, потому что мне всегда очень приятно рассказывать читателям о жизни и творчестве русских архитекторов, в некотором роде даже популяризировать эту тему. Ну и если вам понравилась эта публикация, то я могу рекомендовать вам ознакомиться с другими моими статьями из цикла "Великие русские архитекторы 20 века":