Найти тему

Династия ("Форос - территория любви". Часть 2)

Птица взмывшая в небо над морским утёсом...

Именно такой образ предстал взору русского промышленника Александра Кузнецова, когда он, настигнутый волной переживаний, метался по аллеям парка в Форосе. Причиной этого смятения стали события последнего времени, коснувшиеся судьбы близких для него людей. Сначала пришла весть об ужасной катастрофе под Борками, в которой едва не погибла венценосная семья. Разве, что благодатное чудо позволило Александру III подобно Самсону удержать обрушившуюся крышу вагона на своих плечах, спасая домочадцев и прислугу от верной гибели. Страшно подумать, что бы могло произойти, если волей судьбы всё сложилось иначе. Результаты многолетних трудов, избавивших страну от угрозы революционного бунта, полетели бы вместе с этим поездом под откос. Спаслась Россия! Отвёл Господь беду, не дал злому умыслу сразить русского орла на взлёте.

Катастрофа под Борками. Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам Император. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.
Катастрофа под Борками. Очевидцы из императорской свиты сообщали, что свою семью вызволил из-под обломков вагона сам Император. Железная крыша вагона провалилась вниз, не достав каких-то нескольких дюймов до голов пассажиров. Все они лежали на толстом ковре, находившемся на полотне: крушением снесло колеса и пол вагона. Император неимоверным усилием приподнял крышу, дав возможность жене, детям и остальным пассажирам выбраться из изувеченного вагона.

И наконец… Елена. Его бесконечная боль и мучительная любовь. Накануне он едва не лишился её. Александру было больно осознавать, что причиной случившегося явился он сам. Охваченный порочной страстью к несчастной женщине, Кузнецов самовольно увёз Елену в горы - к Байдарским воротам и откровенным признанием внес смятение в её душу. Отчаянье влюблённой, но принадлежащей другому, женщины было настолько велико, что она предпочла бежать от искушения, в одиночку управляя конной коляской. Лошади, почувствовав слабость женской руки на вожжах, понесли к обрыву.

Гравюра XIX века - вид на дорогу к Байдарским воротам.
Гравюра XIX века - вид на дорогу к Байдарским воротам.

Какая сила или чья воля, удержали их на самом краю? Кузнецов бесчисленное количество раз задавал себе эти вопросы и не находил ответа.

Будучи человеком, приближенным к императорскому двору, он не отделял свою личную жизнь от государственного служения, поэтому эти два страшных происшествия слились для него воедино. Александр понимал, что спасение столь значимых для него людей даровано ему свыше и потому дал обет – построить храм на том самом обрыве.

Судьба не оставила времени Кузнецову для воплощения грандиозного замысла. Чахотка долгие годы съедала его изнутри. Он чувствовал, как жизненные силы оставляют его измученное тело и в уставшее сознание закрадывается равнодушие.

Поэтому строительство Храма стало для него обретением гармонии с самими собой и с окружающим миром. В нем воплотились и великое раскаяние за совершенные грехи, и мольба о прощении, и безмерная благодарность за дарованную радость бытия.

*****

Александр Кузнецов был богатым наследником. Чайная империя, созданная его дедом - кунгурским купцом Губкиным Алексеем Семеновичем, досталась ему в очень хорошем состоянии. Именно благодаря уральскому промышленнику, чай на Руси стал любимым напитком, как для богатых и знатных, так и для простолюдинов.

Купец 1-ой гильдии Губкин Алексей Семенович
Купец 1-ой гильдии Губкин Алексей Семенович

Доставлялся чай в Россию из Китая долгими и трудными путями, а поэтому ценился всегда очень дорого. Каждую зиму от Кяхты (на китайской границе) до Урала тянулись обозы с нерасфасованным чаем. На самой границе Каменного пояса с Сибирью – в Ирбите была устроена ярмарка, где чай был главным товаром.

Ирбит- провинциальный городок с населением чуть больше семи тысяч человек во время ярмарки превращался в большое торжище. На главной площади города, рядом с Пассажем, разворачивались бесчисленные торговые ряды. Городок походил на гудящий улей, где жизнь не прекращалась ни днем ни ночью. Торговали всем: от дешевого хомута, до французского платья. Однако, сооруженные прямо на земле чайные пирамиды не позволяли сомневаться в приоритете данной торговли.

Свое дело Губкин вел уверенно и основательно. Изучал особенности как азиатской, так и европейской торговли. Он первым начал развешивать чай в любых количествах и с учетом сортов по желанию покупателей, чем, кстати, нажил себе большое количество недоброжелателей среди купцов. У него в ассортименте были представлены черные чаи «тонкого аромата и нежного вкуса», индийские и цейлонские, а также разнообразные цветочные. Говоря современным языком, слоганом всей его деятельности стали слова: «Наилучший продукт по дешевой цене в любое время, в любом месте».

-4

Своим наследникам Алексей Семёнович оставил огромное дело и состояние. Судить о капитале можно по следующим фактам: ещё при жизни он подарил своей внучке, Марии Григорьевне Ушковой (урожденной Кузнецовой), колоссальное по размерам имение «Рождествено». В пределы поместья входили Жигулевские горы, а территория превосходила некоторые европейские княжества.

Вид на Волгу и Жигулёвские горы - просторы, подаренные отцом любимой дочери.
Вид на Волгу и Жигулёвские горы - просторы, подаренные отцом любимой дочери.

Чайное дело Губкиных пришлось продолжать Александру Григорьевичу Кузнецову, поскольку других мужчин в роду не было.

В данном случае наследник не подвёл – внук не только преумножил капиталы, но и способствовал повышению культуры продаж по всей стране. Ему удалось утвердить стандарты качества для чая и пресечь деятельность многочисленных мошенников, фальсифицировавших продукт. Чайный лист мешали с травами (морковь, бадан, кипрей.), пускали в повторную продажу спитый чай, взбодрив его красителями… Кузнецов поддержал государственные усилия по контролю за качеством товаров, ограничил продажи чая на вес, замещая их предложением в разнообразных упаковках (разовые чайные пакетики – его блестящая идея), развивал фирменную торговлю.

Упаковка чая Кузнецовской фабрики.
Упаковка чая Кузнецовской фабрики.

Успехи молодого предпринимателя оценили и на властном Олимпе, предоставив ему эксклюзивное право на поставки чая ко Двору Его Императорского Величества.

Знак российского качества "Поставщик двора Его Императорского Величества"
Знак российского качества "Поставщик двора Его Императорского Величества"

Жажда новых дел заставила Александра Кузнецова заняться сельским хозяйством. Он изучил европейский опыт по созданию молочных брендов и успешно внедрил его на российской земле. Кузнецовские сыры, сливочное и топлёное масло продавали не только в столицах империи, но и чопорной Европе.

Художник Константин Маковский - портрет А.Г. КУзнецова
Художник Константин Маковский - портрет А.Г. КУзнецова

Прекрасно образованный, безукоризненно выглядевший Кузнецов был вхож во все влиятельные круги российской и европейской элиты. В Европе приходилось бывать часто, поскольку доктора прописали ему климатическое лечение на южных морях, пытаясь спасти от разгоравшейся в теле чахотки. Болезнь он унаследовал от матери и с детства ощущал, что его век будет недолог. Однако, страха перед неотвратимой смертью он не испытывал никогда, поскольку любовь к жизни, к собственному делу отгоняли от него хандру. Ему было интересно жить!

1 часть. Байдарские ворота https://zen.yandex.ru/media/id/5dade2343639e600af7a5d86/baidarskie-vorota-foros-territoriia-liubvi-5e13faab3d008800afe28796

3 часть. Страсть

https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5dade2343639e600af7a5d86/5e154406c05c7100b09f2812/edit