Земное наше существование - это по большей части, конечно, проза. Однако рядом с ней всегда живёт поэзия - разная, но, как правило, воодушевляющая и романтизирующая суровые реалии бытия.
В нашей городской библиотеке была презентация: у местной поэтессы Натальи Константиновны Тихоновой наконец-то вышла в свет книга стихов. К стихосложению она стала тянуться ещё ребёнком-дошколёнком, и первым её рифмованным опусом было описание собственной детской жизни:
"Дети бегали в саду,
Весело играли,
Вместо куклы кочергу,
Завернув, качали..."
На мой взгляд, для шестилетнего автора неплохо, даже деепричастный оборот есть. Разве классическое, к примеру, "Котик мохнатый по садику ходит, а козлик рогатый за котиком бродит" - мудрёнее?
Но строгий Наташин отец вынес суровый приговор: поэтессы из неё не получится. Он ошибся (ещё бы!), и впоследствии ошибку свою признал, и был рад творческим успехам своей дочки.
Жаль, что отцы не вечны, уходят они, и потому не смог Наташин папа поздравить её (и себя!) с выходом в свет сборника избранных стихов под названием "Тихое позднее счастье".
Лично я знакомилась с поэзией Натальи Тихоновой на страницах газеты "Бородинский вестник", и началось это знакомство в девяностых годах уже прошлого века. И вообще я со всеми местными авторами прозы и стихов знакомилась через городскую газету.
Тогдашний редактор Александр Смирнов часто повторял своим подчинённым, что внештатными авторами надо очень дорожить - это как свежая кровь газеты, то, чем она близка читателю. И было, по-моему, тогда "авторов из народа" много - разных и интересных.
Между прочим, члены той, прежней, редакции были на презентации, поздравляли Наталью Константиновну, вспоминали прошлое. Александр Смирнов, Татьяна Кайзер, Оксана Серенкова, Анастасия Елашкина - все они были рады встретиться друг с другом.
И такими знакомыми, светлыми были их лица, что я на какое-то время забыла о том, что они уже не работают в газете и даже не все живут в городе Бородино. И мне казалось, что вот тут в сборе та редакция, к которой я привыкла (да и не только я, их, наверно, никто не забыл), и что сейчас, покинув библиотеку, они дружной компанией, по пути оживлённо обсуждая темы и прочие дела, зашагают привычной дорогой к себе на работу...
В 1996 году я, наверно, впервые обратила пристальное внимание именно на стихи Натальи Тихоновой, напечатанные в "Бородинском вестнике". Тогда я ещё не жила в городе Бородино, а приезжала в отпуск, и у меня в 1992 году скоропостижно и неожиданно, в 45 лет, умер единственный брат, и это было страшным ударом для нашей семьи.
И когда я прочла стихотворение, которое Наталья Тихонова посвятила прощанию с ушедшим также преждевременно из жизни директором бородинского угольного разреза Пожарниковым, то строчки этого посвящения разбередили мне рану своей утраты. Умом я понимала, что это о директоре, а душой воспринимала, как о брате.
"...Рано ушёл, было мало отмерено,
Вот и ещё одно сердце потеряно...
Оттуда назад не бывает пути,
Правых, не правых, всех нас - прости!
Плачет природа: то дождик, то замять...
Пухом земля тебе, вечная память".
Я повторяла эти строчки, наверно, сотни раз...
И было другое стихотворение, которое позже также тронуло меня. Оно было посвящением уже на смерть отца поэтессы - Константина Иосифовича Люто.
Наталья Константиновна очень уважала, любила его и всегда им гордилась. И сейчас гордится и любит, и потому очень много стихов у неё посвящено воспоминаниям о детстве, родных людях. И настолько искренне эта память звучит в её поэтических строках, что при их прочтении и у тебя вслед за автором "детства чистый горний свет вдруг озарит души пространство".
Как и у Натальи Тихоновой, у меня отец тоже был участником войны - настоящим фронтовиком. Я тоже дорожу памятью о нём, и потому то, что высказано её сердцем, заставляет трепетать и моё:
"...Где они теперь, друзья-солдаты?
Помолчит - и снова про войну...
Нет его. И нет здесь виноватых,
Только всё же чувствую вину
Перед ним и этим поколеньем,
В Лету уплывающем от нас,
И сквозь время слышу, как прощенье,
Тот отцовский сбивчивый рассказ".
Муза Тихоновой откликается на всё. Сколько вдохновенных строк посвятила она городу Бородино и Бородинскому разрезу...
Помню, когда болел мой отец, мы с ним не раз перелистывали юбилейное издание, подаренное ему, - книгу "Бородино - чёрное золото России". И в самом её начале, на развороте обложки, каждый раз вслух читали строки, напечатанные прямо на фотопанораме угольного разреза:
"Что было здесь? Ювенильное море?
Суши ли полоса?
Ящером спит экскаватор на взгорье,
Пашни, поля, леса.
Точка на карте, и то не на всякой,
Маленький город мой.
Чётко отмечен провинции знаком
И не совсем такой..."
В общем, Наталья Тихонова - наш поэт она, бородинский! Хотя, если верить её поэтическому пожеланию, упокоения своей душе она желала бы там, где прошло её детство - в селе Красная Речка Боготольского района:
"Эта улица помнит и славу мою, и позор,
По-библейски строги, на коленях сложив свои руки,
Здесь сидели старухи. Свернёшь - и открылся простор,
Да такой, что сердца заходились от счастья и муки.
Эта улица вечно манила куда-то идти,
Бормотала своё, чудеса впереди обещала,
Эта улица стала для многих началом пути,
Мы по-доброму помним своё молодое начало.
... Я на суд твой вернусь, только всхлипнет последний звонок,
Перед очи старух, молчаливо следящих за мною,
И когда доведётся исполнить заветный урок,
Моё сердце уснёт на высоком холме над рекою".
Я коснулась немногого, сделав всего-то несколько штрихов из нашей обыкновенной жизни, где, порой незаметно, сливаются проза и поэзия.
Екатерина ОДИНЕЦ.
г. Бородино,
Красноярский край.
Читайте полный текст заметок Екатерины Одинец о бородинских поэтах".
Подписывайтесь на канал "Красраб", ставьте лайки, если материал понравился, делитесь своими размышлениями и пожеланиями в комментариях! Ещё больше новостей - на сибирском новостном портале www.krasrab.ru