Вот и наступил новый симметричный две тысячи двадцатый год (2020).
И почему-то захотелось чего-то чистого, незамутнённого, того, что обычно ассоциируется с детством и молодостью. А мне захотелось вернуться с помощью кинематографа и телепрограмм в век сложный, и уже окутанный туманном ушедшего времени и необыкновенных людей, в век ещё недавний, но уже прошлый, и потому, как бы прикрытый флёром романтики. Итак, я вернулась в шестидесятые и семидесятые годы двадцатого века.
Для начала, я посмотрела научно-популярный игровой фильм режиссёра Семёна Райтбурта "Математик и чёрт", снятый по мотивам рассказа Артура Порджеса "Саймон Флэгг и дьявол". Изящно переосмысленная история Фауста Гёте. Жертвенность человека во имя науки, постижения истины, где главным является именно поиск истины. Причём, главным и интересным, как для математика, так и для его антагониста, то есть чёрта. Коротенький фильм продолжительностью всего только двадцать с половиной минут - а размышления о "скитаниях вечных и о Земле " не покидали меня ещё долго и пробудили интерес к дальнейшему изучению научно-популярного кино того времени и других работ Семёна Райтбурта, таких, как:
"Этот правый левый мир",
"Физика в половине десятого",
"Урок астрономии",
"Девять писем одного года",
"Кто за стеной?",
"Что такое теория относительности".
Рассказывать просто о сложном - искусство, которым авторы владели в совершенстве. Более того, азарт и увлечённость предметом, умение зажигать и пробуждать интерес у зрителя - это ещё один безусловный талант создателей кино. Именно он заставил меня углубиться в "научно-популярность" и посмотреть несколько выпусков передач: "Очевидное-невероятное", которые вёл Сергей Петрович Капица, и астрономии из Московского планетария.
Музыка, заставки, которые я увидела, пробудили воспоминания. На короткий миг, будто на машине времени я перенеслась в прошлое, почувствовала его, увидела его.
Я переключаю каналы старенького телевизора с помощью особой ручки. Программ всего четыре, но какие!
"Очевидное-невероятное" - и строки Александра Сергеевича Пушкина в качестве эпиграфа в самом начале каждой передачи:
"О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель..."
В мире много тайн, одной из них является тайна Тунгусского метеорита, и мы, зрители побываем на месте событий и посмотрим глазами учёных на эту загадку, и попробуем её разгадать.
А вот урок астрономии и мне рассказывают о строении Вселенной, или...
Но всё, когда-нибудь заканчивается.... Пора возвращаться в настоящее, и мне грустно. Четыре программы-канала - а оторваться невозможно, и как огню нужен кислород, так и уму "пища". Эти программы давали пищу и уму, и фантазии, особенно в сравнении с современным разнообразием чепухи, хаоса и мусора. Всего того, что вводит человека в духовную летаргию. И не может разбудить мозг от сна, растормошить его, дать стимул душе и желание не просто существовать в данной потребительской реальности, где так много говорится о боге и любви, и одновременно, не даётся ни малейшей возможности человеку быть именно человеком, а не жвачным потребителем продукта в мире, где всё продаётся и всё покупается. Да, бог давно умер, как и предрекал Ницше. Он умер и не вернётся, пока будет декларироваться одно, а делаться другое!
Мне стало грустно, как быстро всё забывается, будто и не было тех людей, что делали эти программы; мне стало грустно - будто и не было тех, для которых их делали; мне стало грустно - будто и не было тех, кто их, эти программы смотрел....
Мне стало грустно....