Найти в Дзене
Шестеренка

Самолётный вертолёт: удивительная концепция, которая не нашла поддержки

Оглавление

Как сделать вертолёт сверхнагружаемым? Превратить его в самолёт. Так и поступили при создании В-12, который разрабатывали на заводе имени М. Л. Миля в 1968 году. Только как эта задумка показала себя на деле — об этом далее.

Не для серии

Целых тридцать тонн полезного груза могут взять на борт два существующих вертолёта В-12. В отличие от многих завёрнутых проектов, создание этого летательного аппарата продвинулось дальше проектирования. В-12 или как его еще называют Ми-12, разрабатывали для транспортировки МБР в ракетные войска. Таким образом, планировали заменить автомобили, которые не могли передвигаться в условиях бездорожья. Выбоины и камни могли стать большим препятствием для чутких баллистических ракет.

Источник фото: https://topwar.ru/125979-vertolet-v-12-mi-12-neprevzoydennyy-shedevr.html
Источник фото: https://topwar.ru/125979-vertolet-v-12-mi-12-neprevzoydennyy-shedevr.html

Скорость у вертолёта относительно небольшая — только чуть больше двухсот километров в час. Дальность тоже небольшая — всего тысяча километров. Но для вертолёта такие характеристики более, чем приемлемые. По сравнению с другими летательными аппаратами такого типа, В-12 был настоящим гигантом, достигая в длину 37 метров. Его внешний вид сильно походил на самолёт, с единственной разницей, на кончиках небольших крыльев установили несущие винты.

Источник фото: https://aviation21.ru/v-12-vertolyot-strategicheskogo-naznacheniya/
Источник фото: https://aviation21.ru/v-12-vertolyot-strategicheskogo-naznacheniya/

Конец истории

Вертолёт показал себя очень хорошо во время испытаний. Только вот, ещё во время стадии конструирования его целесообразность была невысокой. Были разработаны другие аппараты, которые лучше справлялись с этой целью и производить серию В-12 отказались. Производить его было бы ошибкой — лишняя нагрузка на бюджет, учитывая, что в СССР одновременно несколько конструкторских бюро постоянно занимались разработкой различных аппаратов.

Тем не менее, один из аппаратов переведён в музей, так как его создание — большое достижение в области вертолётостроения.