Давно меня занимала идея пересечь весь Санкт-Петербург от одного края до другого исключительно пересаживаясь с трамвая на трамвай.
Поскольку выходных дней в начале января много, а погода в тот день выдалась с утра солнечная, то я, наконец-то, решил: а почему бы и не сегодня?
Точку финиша было выбрать нетрудно, так как самое отдаленное трамвайное кольцо находится в нашем городе в Стрельне и ходит туда один только трамвай № 36.
А вот с выбором старта пришлось подумать: Ржевка, Пискаревка, Ручьи, Мурино, Парнас, Парголово или Лахтинский разлив?
Я выбрал Парнас (вернее сказать, трамвайное кольцо на Придорожной аллее), потому что оно было ближе всего к моему дому.
Итак, в 11:50 я стартовал, сев на трамвай № 21 на Придорожной аллее.
Погода в тот день, как я уже упоминал, была замечательная: светило солнце и было вполне тепло. Трамвай старый, двигался медленно, всё время скрежетал и скрипел.
Миновали проспект Просвещения и станцию метро "Озерки". На Поклонной горе погода начала постепенно портиться и к Светлановской площади уже во всю полетел мокрый снег.
12:25. Я добрался до остановки на углу Энгельса и проспекта Пархоменко и вышел, чтобы сделать первую пересадку.
12:30. Благо, трамвай ждать было недолго: через пять минут я уже ехал в трамвае № 20. Путь мой лежал к Финляндскому вокзалу.
12:55. До Финляндского вокзала я, правда, чуть-чуть не доехал: вышел на Боткинской, решив сделать небольшой привал и выпить кофе в БК.
Похоже, что здесь если и был снег, то совсем мало.
Но пока пил кофе, снег добрался и сюда, а мой трамвай № 3 сделал мне ручкой.
Но "тройка" трамвай достаточно частый, поэтому ждать мне пришлось совсем не долго.
13:20. Продолжаю своё путешествие. Трамвай новый, стилизованный под ретро, очень удобный, тёплый и движется мягко.
Мы переезжаем на Петроградскую сторону, добираемся до Троицкого моста, и здесь начинается настоящий снежный шторм. Трамвай пересекает половину моста, и, из-за летящего снега, становится не видно ни правого, ни левого берега Невы.
14:00. Площадь Тургенева. Здесь я решил сделать очередную пересадку на трамвай № 41. Ожидание составило минут пятнадцать. Как видно на снимках снег здесь был, но ко времени моего приезда всё стихло.
14:30. Я добираюсь до остановки на Оборонной улице, где находится моя последняя пересадка на трамвай №36.
Здесь я немного ошибся: следовало бы проехать еще одну остановку и спокойно пересесть на 36-й, а на Оборонной, как оказалось, он не останавливается: посадка только на кольце. Поскольку трамвай уже готовился отправиться, то пришлось срочно бежать. Снимки делал уже на ходу.
15:32. Финиш в Стрельне.
Наверное, у 36-го сейчас самый длинный маршрут в городе. Безо всяких задержек мы добирались ровно час. Это, пожалуй, также самый красивый маршрут: идет по Петергофскому шоссе вдоль парков и вдоль самого красивого современного жилого квартала Санкт-Петербурга - Балтийской жемчужины.
Стрельна встретила легким морозом, чистым небом и уходящим солнцем.
Итак, на всё путешествие ушло чуть больше трех с половиной часов времени и смена пяти трамваев. Общая протяженность маршрута 42 километров.
Продолжение: Большое троллейбусное путешествие из Петербурга в Петербург.