Найти тему
ДИМА БЕЛИКЧИ

Работа злых духов

СВЯЗЬ ВИДИМОГО мира с невидимым, служение ангелов Божьих и деятельность злых духов – все это ясно освещено в Священном Писании и неразделимо переплетено с историей человечества. Люди все меньше и меньше верят в существование злых ангелов, в то время как святых ангелов, «посылаемых на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14), многие считают духами умерших людей. Но Священное Писание не только учит о существовании как добрых, так и злых ангелов, но и дает неоспоримые доказательства того, что они не являются бестелесными духами умерших людей.

До сотворения человека уже существовали ангелы; когда полагались основания земли, то «при общем ликовании утренних звезд... все сыны Божьи восклицали от радости» (Иова 38:7). После падения человека для охраны дерева жизни были посланы ангелы, и это произошло до смерти кого-либо из человеческих существ. Ангелы по своей природе превосходят человека; псалмопевец говорит: «Не много Ты умалил его перед ангелами» (Псалтирь 8:6).

Священное Писание сообщает нам о численности, силе и славе небесных существ, об их связи с правлением Бога, а также об их отношении к делу искупления. «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Псалтирь 102:19). И пророк говорит: «Я... слышал голос многих Ангелов вокруг престола». Они стоят перед лицом Царя царей

– «Ангелы Его, крепкие силой», «служители Его, исполняющие волю Его», «повинуясь гласу слова Его» (Псалтирь 102:19-21; Откровение 5:11). Даниил видел тысячи тысяч и тьмы тем небесных посланников (см. Даниила 7:10). Апостол Павел говорит о них как о «тьмах Ангелов» (Евреям 12:22). Исполняя Божьи поручения, они летят, «как сверкает молния» (Иезекииля 1:14). Как великолепен их вид и быстрота передвижения Ангел, появившийся у могилы Спасителя, вид которого «был как молния, и одежда его бела как снег», поверг стражей в ужас, и они «стали как мертвые» (Ев. Матфея 28:3, 4). Когда Сеннахирим, надменный ассириянин, поносил и хулил Бога, угрожая Израилю гибелью, то «случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень, и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч» (4 Царств 19:35). «Он истребил всех храбрых, и главноначальствующего, и начальствующих» из армии Сеннахирима, о котором сказано: «и возвратился он со стыдом в землю свою» (2 Паралипоменон 32:21).

Ангелы посылаются к детям Божьим для служения милосердия. Так Аврааму они принесли обетования благословения; к воротам Содома они пришли, чтобы спасти праведного Лота от ужасной гибели, ожидающей этот город; к Илие – в то время, когда он был близок к смерти от усталости и голода в пустыне; к Елисею явились огненные колесницы и всадники, когда он находился в окружении врага; к Даниилу, когда он при дворе языческого царя просил о Божественной мудрости и когда был брошен в львиный ров; к Петру, осужденному на смерть в темнице Ирода; к заключенным в Филиппах; к Павлу и его спутникам среда ночной бури на море; к Корнилию, чтобы открыть ему глаза на свет Евангелия; к Петру, чтобы направить его к язычнику-чужестранцу, жаждущему спасения. Таким образом, святые ангелы во все времена служили народу Божьему.

Каждый последователь Христа имеет ангела-хранителя. Эти небесные стражи защищают праведника от силы лукавого. И сам сатана признал это, когда сказал: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?» (Иова 1:9, 10). В следующих словах псалмопевца мы видим те средства, какие Бог использует для защиты Своего народа: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псалтирь 33:8). Спаситель так говорит о тех, кто верит в Него: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Ев. Матфея 18:10). Ангелы, назначенные для служения детям Божьим, всегда имеют свободный доступ к Небесному Отцу.

Таким образом, народу Божьему, подверженному обольстительной силе и неутомимой хитрости князя тьмы и ведущему борьбу со всеми силами зла, обеспечена постоянная охрана небесных ангелов. И такая гарантия дается не без нужды. Если Бог даровал Своим детям обетование милости и охраны, то это потому, что им предстояло столкнуться с могущественными силами зла – силами многочисленными, решительными и неутомимыми, с силами, опасность которых нельзя недооценивать.

Злые духи в начале были сотворены безгрешными; по своей природе, силе и славе они были равны святым существам, которые и теперь являются Божьими посланниками. Но, павши, они объединились все вместе для того, чтобы обесчестить Бога и уничтожить человека. Объединившись с сатаной в его восстании и будучи вместе с ним изгнаны с неба, они на протяжении всех последующих веков сотрудничали с ним в борьбе против Божественного авторитета. Священное Писание говорит нам об их союзе и правлении, об их различных рангах, а также об их уме, хитрости и коварных намерениях, обращенных против мира и счастья людей.

Ветхозаветная история упоминает иногда об их существовании и деятельности; но во время земного служения Христа злые духи особенным образом проявляли свою силу и власть. Христос пришел на землю, чтобы исполнить предначертанный план искупления человека, а сатана решил отстаивать свое право на владычество этим миром. Ему удалось установить идолопоклонство в каждом уголке земли, кроме Палестины. И Христос пришел в эту единственную страну, которая не полностью поддалась власти искусителя, чтобы пролить над этим народом небесный свет. Здесь две соперничающие силы заявили права на верховное владычество. Иисус простер Свои руки, руки полные любви, приглашая всех желающих прийти к Нему и найти в Нем прощение и мир. Силы тьмы видели, что они не обладают неограниченной властью и поняли, что если миссия Христа будет успешной, то вскоре их правлению наступит конец. Сатана, подобно пойманному льву, исполнился величайшей ярости и обрушил всю свою силу на тело и душу человека.

Новый Завет ясно говорит о фактах одержимости людей бесами. Болезни страдающих таким образом людей имели не только естественное происхождение. Христос вполне понимал, с чем Он имел дело, и распознавал непосредственное присутствие и действие злых духов.

Яркий пример относительно численности, силы и коварства злых ангелов, а также силы и милости Христа, дан в сообщении Священного Писания об исцелении бесноватых из Гадаринской страны. Эти несчастные безумцы, отбросив всякую сдержанность, корчась, испуская пену и свирепствуя, оглашали воздух своими криками, нанося самим себе телесные повреждения и подвергая опасности всех, кто хотел приблизиться к ним. Своими окровавленными, обезображенными телами, своим безумием они доставляли истинное наслаждение князю тьмы. Один из бесов, управлявших страдальцами, заявил: «Легион имя мне, потому что нас много» (Ев. Марка 5:9). В римской армии легион состоял из трех или пяти тысяч человек. Воинство сатаны также разделено на отряды, и то подразделение, к которому принадлежали эти демоны, представляло собой не меньше, чем легион.

Повинуясь приказу Иисуса, злые духи оставили свои жертвы, и они, умиротворенные и успокоенные, мирно сидели у ног Спасителя. Но демонам было разрешено войти в стадо свиней и ввергнуть их всех в морскую пучину, и жителям Гадаринской страны эта потеря показалась настолько великой, что они отказались от благословений Христа, и Божественный Исцелитель был вынужден удалиться. Окончилось все так, как того и добивался сатана. Обвинив Иисуса в гибели стада, он пробудил в народе эгоистичные опасения и они отказались выслушать Его слова. Сатана всегда обвиняет христиан во всех потерях, несчастьях и страданиях, для того чтобы отвести подозрения от себя и своих агентов.

Но планы Христа не были разрушены. Он позволил злым духам уничтожить стадо свиней и тем самым упрекнул тех иудеев, которые держали этих нечистых животных для своей прибыли. Если бы Он не сдержал демонов, то они бросили бы в море не только свиней, но также и их владельцев. Но Христос милостивым образом спас людей от этого. Кроме того, это событие было допущено для того, чтобы Его ученики смогли увидеть жестокую власть сатаны над людьми и над животными. Спаситель хотел, чтобы Его последователи знали врага, с которым им придется встречаться, чтобы они не были обмануты и побеждены его хитростью и лукавством. Он также желал, чтобы люди той местности увидели Его силу, способную сокрушить цепи сатаны и дать свободу его пленникам. И хотя Иисусу пришлось оттуда уйти, освобожденные Им люди остались, чтобы свидетельствовать о милосердии своего Благодетеля.

В Священном Писании записаны и другие подобные примеры. Дочь женщины сирофиникиянки была мучительно одержима нечистым духом, которого Иисус изгнал Своим словом (см. Ев. Марка 7:26-30). «Бесноватый слепой и немой» (Ев. Матфея 12:22); юноша, одержимый немым духом, который «многократно... бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его» (Ев. Марка 9:17-27); одержимый, которого мучил «нечистый дух бесовский» и который нарушил субботний покой в Капернаумской синагоге (Ев. Луки 4:33-36), – все эти несчастные были исцелены сострадательным Спасителем. Почти во всех случаях Христос обращался к демонам как к реальным разумным существам, повелевая им оставить свою жертву и больше не мучить ее. Когда участники богослужения в Капернауме увидели могущественную власть Христа, то «напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Ев. Луки 4:36).

Одержимые бесами обычно представлены как существа глубоко страдающие, но были и исключения из этого правила. Для того чтобы обладать сверхъестественной силой, некоторые охотно отдавались под влияние сатаны. Такие люди, конечно, не враждовали с бесами. К этому классу принадлежали те, которые были одержимы духом прорицания, – Симон-волхв, Елима-волхв и служанка, которая следовала за Павлом и Силой в Филиппах.

Никто не подвержен большей опасности влияния нечистых духов, чем те, кто, невзирая на определенные и исчерпывающие свидетельства Писания, отрицают существование и деятельность дьявола и его ангелов. До тех пор, пока мы пребываем в неведении относительно их хитрости и коварства, они имеют почти невообразимое преимущество; многие поступают согласно их советам и предложениям и в то же время думают, что ими руководит их собственный разум и мудрость. Вот почему, поскольку мы приближаемся к концу времени, когда сатана с величайшей силой будет проводить свою обольстительную и разрушительную работу, он повсюду распространяет убеждение, что его нет. В этом заключается его политика – замаскировать себя и свой образ действий.

Великий обманщик ничего так не страшится, как разоблачения своих хитростей и обмана. Чтобы лучше замаскировать свой настоящий характер и намерения, он старается представить себя в таком виде, чтобы вызвать со стороны людей только насмешку и презрение. Он очень доволен, когда его изображают смехотворным или же вызывающим отвращение существом, уродливым полуживотным, получеловеком. Ему нравится, когда его имя употребляют в шутку и в насмешку те, которые считают себя умными и очень образованными.

Именно потому, что ему удалось замаскировать себя с таким непревзойденным мастерством, так часто можно услышать вопрос: «А разве на самом деле есть такое существо?» Об успехе его работы говорит тот факт, что религиозный мир столь широко принял теории, находящиеся в резком противоречии с яснейшими Свидетельствами Слова Божьего. Именно потому, что сатана наиболее легко может покорять себе разум тех людей, которые не осознают его влияния, Слово Божье дает нам такие многочисленные примеры его злобной работы, раскрывая перед нами его тайные силы и, таким образом, помогая нам занять правильную позицию против его нападений.

Справедливо, что сила и злоба сатаны и его воинства могла бы вызвать у нас законное чувство тревоги и волнения, если бы мы не имели возможности найти убежище и избавление в превосходящей силе нашего Искупителя. Мы тщательно запираем наши дома на затворы и замки, чтобы таким образом уберечь наше имущество и жизнь от злых людей; но как редко мы думаем о злых ангелах, которые постоянно заняты тем, чтобы найти к нам доступ, и против нападения которых мы своей собственной силой не способны защищаться. Если бы только им было позволено, они погубили бы наш разум, разрушили и измучили бы наши тела, уничтожили бы и наше имущество, и нашу жизнь. Их единственная радость заключается в причинении несчастий и в разрушении. Как ужасно положение тех, кто сопротивляется Божественным предписаниям и уступает искушениям сатаны до тех пор, пока Бог не оставляет их во власти этих злых духов Но те, которые следуют за Христом, всегда находятся в безопасности под Его попечением. Для их защиты посланы могущественные небесные ангелы. И дьявол оказывается бессильным проникнуть сквозь охрану, которой Бог окружил Свой народ.