«Спасение Кракова - самое важное, что я когда-либо делал в своей жизни», - сказал советский разведчик Алексей Ботян. Действительно, благодаря его храбрости древняя польская столица до сих пор восхищает жителей и туристов своей первозданной красотой (не реконструированной, как в Варшаве).
От польской армии до советской разведки
Будущий офицер разведки встретил вторую мировую войну командиром польской авиационной дивизии, дислоцированной в Вильнюсе, а затем в Варшаве, где он сбил три входящих бомбардировщика Ju-87. «Я сражался как солдат», - вспоминает Алексей. «Неважно, что я был белорусом, борющимся за Польшу. Это была моя земля, моя страна, моя Родина! »
После поражения Польши родная Ботяна западная Беларусь слилась с СССР. Недолго проработав школьным учителем, его пригласили записаться в школу военной разведки. Как этнический белорус с отличным знанием польского и боевого опыта, его услуги пользовались повышенным спросом.
Ботян провел почти всю Великую Отечественную войну в тылу врага, за что ему были знакомые районы западной Беларуси и Украины, действовавшие как самостоятельно, так и во главе диверсионного отряда.
Силе Ботьяна приписывают дерзкий набег, проведенный 9 сентября 1943 года против Гебитскомиссариата (областной администрации) оккупированного немцами города Овруч в Украине, в результате которого погибли 80 партизанских боевиков, прибывших из Германии ,
Вернуться в Польшу
Когда Красная Армия, наконец, оттеснила захватчиков за пределы Советского Союза, Ботян вернулся на родину. Его миссия состояла в том, чтобы облегчить продвижение советских войск. Польское сопротивление в то время было одним огромным плавильным котлом различных сил, которые мало доверяли друг другу: Армии Крайовой, которая была подчинена польскому правительству в изгнании, коммунистическим полякам Народной армии и вооруженные крестьяне фермерских батальонов.
Однако Ботян сумел найти общий язык со всеми. «Ботян чувствовал себя как дома среди поляков, что было одним из элементов его выживания и успеха. Он прекрасно вписался, потому что он был актером, великолепным актером! Поверьте мне, если вы нелегал - шпион, разведчик или кто-то еще, а не актер, вы далеко не уйдете », - сказал Георгий Санников, ветеран Службы внешней разведки России.
Спасая Краков
Дипломатическое мастерство Ботяна позволило ему установить дружеские отношения с командирами фермерских батальонов Владиславом Сокульским и Мечиславом Холевым. От них он узнал, что немцы запасали боеприпасы и взрывчатку в старом ягеллонском замке в городе Новый Сонч недалеко от Кракова.
А один из пленников партизан, инженер-картограф по имени Зигмунд Огарек, обнаружил, что взрывчатка будет использоваться для взрыва мостов через реку Дунаец, историческую часть Кракова и плотину Рожнов. Последний должен был быть взорван в случае, если Красная Армия ворвалась в город, вызвав частичное наводнение древней польской столицы и хаос среди советских войск.
Информация была подтверждена 10 января 1945 года, когда партизаны взорвали немецкую штаб-квартиру, и в портфеле одного из погибших был обнаружен подробный план взрыва, о котором упоминал Огарек.
Время имело большое значение, поэтому Ботян разработал операцию по уничтожению замка вместе с запасами. Рискуя жизнью и здоровьем, он вступил в прямой контакт с одним из офицеров гарнизона замка. Немецкий гауптманн , этнический поляк, мобилизованный вермахтом в 1939 году, был готов перейти на другую сторону и после долгих дискуссий с советской разведкой согласился принять участие в операции.
«Я дал ему британскую мину с детонирующим взрывателем и приказал ему пойти на склад боеприпасов. И гауптман приказал своему подчиненному выполнить его ... Скорее всего, подчиненный не знал, что это мина - ему просто сказали поставить его туда ", - вспоминает Ботян.
В 5.20 утра 18 января 1945 года каменные стены древнего замка были взорваны мощным взрывом, в результате которого погибли несколько сотен немецких солдат и план по разрушению города. И в этот самый момент войска 59-й и 60-й армий 1-го Украинского фронта готовились к штурму Кракова, который освободит город на следующий день.