Найти тему

Кабардинцы. Кто это?

Оглавление
Кабардинцы (самоназвание "Адыгэ") - коренной народ Северного Кавказа, издревле проживавший на территории "Кабарды", исторической области в центральной части Северного Кавказа.

Кабарда в прошлом и сегодня

В прошлом, Кабарда была самостоятельной, политической и территориальной единицей, которая занимала обширные территории, через которые проходили важнейшие дороги в Закавказье.

Влияние Кабарды на Кавказ всегда было огромным. В кабардинцах русские нашли весьма серьезных противников, с которыми надо было считаться. Однако в 1763 году Российская империя на территории Кабарды начала строительство крепости Моздок. Посольство Большой Кабарды, принятое императрицей Екатериной II в 1764 году, требовало прекратить строительство крепости, но получило отказ. Царское правительство, ссылаясь на статьи Адрианопольского трактата с Турцией, заявило о своих правах на черкесские земли.

В 1778 году недовольство кабардинских князей выразилось в первое крупное восстание против российского присутствия на территории Кабарды. В том же году восстание было подавлено генералом И. Якоби, который наложил на Кабарду огромную контрибуцию, разорившую кабардинский народ.

Наибольший размах военных действий на территории Кабарды получили в 1794 и 1804 годах. Последнее нанесло особенно сильный удар кабардинскому народу. Военный гнёт и изъятие земель привели к тому, что доведённый до крайнего ожесточения народ Кабарды вновь восстал в 1810 году. Новой карательной экспедицией восстание было подавлено генералом Булгаковым. При этом в 1811 году наибольший удар был нанесён по Малой Кабарде, которая фактически обезлюдела после последовавшей чумы. Итогом карательной экспедиции Булгакова стало сожжение 200 селений и 9585 жилищ, сопровождавшееся тотальным грабежом. В 1822 году на восставшую в последний раз Кабарду обрушился генерал А.Ермолов.

Ослабленная эпидемиями чумы и уходом значительной части населения в Чечню и Западную Черкесию, Кабарда была окончательно сломлена. От крупного адыгского субэтноса, численность которого вероятно превышало 300 тыс. на момент начала конфликта в 1763 году, после 1822 года в Большой Кабарде осталось около 30 тыс.

В 1825 году Кабарда была окончательно включена в состав Российской империи. Однако часть кабардинцев продолжало военное сопротивление русским войскам, организовав в Закубанье «Хажретову Кабарду» («Беглую Кабарду»). Часть мятежников переселилось в Чечню и Дагестан, где война в тот момент только набирала обороты. На завершающем этапе Кавказской войны и после её официального завершения (1861—1867 года) сотни тысяч адыгов были депортированы в Османскую империю в ходе масштабного черкесского мухаджирства.

Кабарда, после включения в состав Российской империи стала называться Кабардинским (позже Нальчикский) округом Терской области. После образования СССР, территория Кабарды стала частью Кабардино-Балкарской АО, затем АССР.

В настоящее время, территориально, Кабарда является частью республики Кабардино-Балкария, где кабардинцы составляют 60% всего населения республики.

Численность и расселение

На сегодняшний день, во всем мире насчитывается около 2 млн. кабардинцев. Из них, больше 500 тыс. чел. проживают в Кабардино-Балкарии. Еще около 16 тыс. человек проживают на территориях Ставропольского края , Северной Осетии, Чечни, Карачаево-Черкессии, Краснодарского края, Адыгеи, Санкт-Петербурга, Ростовской и Московской областей, и в самой Москве. Остальная часть кабардинцев проживает за рубежом , в частности на ближнем востоке (в мусульманских странах), а так же в Германии и США. Самая большая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

Язык

Родным языком кабардинцев является кабардино-черкесский. Сами кабардинцы называют его "Адыгэбзэ".

  • Помимо родного языка, кабардинцы так же разговаривают на русском, арабском и турецком языках, и на языках стран, в которых они пребывают.
Письменность до 1924 года была на основе арабского алфавита и кириллицы, в 1924 — 1936 годах на основе латиницы, с 1936 года вновь на основе кириллицы.

Религия

Соборная мечеть г. Нальчик
Соборная мечеть г. Нальчик

Ислам в Кабарде

Ислам к кабардинцам начал проникать в 11 веке, в результате распространения арабского влияния на Кавказе. Об этом свидетельствуют археологические раскопки, где найдены три надгробные каменные плиты 11-12 веков с арабо-мусульманскими надписями.

Планомерное проникновение ислама в Кабарду, затронувшее не только элиту, но и кабардинский народ в целом началось в 1569 г. с неудачного похода турецкого войска для присоединения всей территорию Кавказа вплоть до мусульманской Астрахани к Османской империи, которое было разбито кабардинским князем Кази Пшеапшоковым.

Надо отметить, что важным событием в перод исламизации Кабарды стало паломничество в Мекку крупнейшего кабардинского общественного деятеля Жабаги Казаноко. Он совершил хадж в 1748 г. в возрасте 64 лет, за два года до своей смерти. На пути в Мекку Жабаги Казаноко в Бахчисарае встретился с крымским ханом, в качестве посла верховного князя Кабарды Магомета Кургокина. Вернувшись в Кабарду, он удалился от ратных и политических дел из-за преклонного возраста. На надгробье Жабаги Казаноко высечена надпись на арабском языке: «Здесь покоится получивший прощение Хаджа Казаноко Жабаги, да помилует его Всевышний Аллах».

Надгробный памятник Жабаги Казаноко и его жены, перенесенный из Заюково в г. Нальчик.
Надгробный памятник Жабаги Казаноко и его жены, перенесенный из Заюково в г. Нальчик.

С именем Жабаги Казаноко связано проведение реформ в Кабарде, обеспечивших проникновение духовно-нравственных норм ислама в обычное право кабардинцев и заложивших основы социального кодекса «адыгэ хабзэ», который кабардинцы соблюдают по сегодняшний день.

Казаноко Жабаги
Казаноко Жабаги

Шариат в Кабарде

Шариатское движение 1794-1807 гг. явилось одним из самых значимых событий (если не самым главным) в становления ислама в Кабарде. Результатом шариатской реформы стало принятие в 1807 г. "Народных условий, принятых в отмену прежних обычаев". Этот документ стал своеобразной конституцией Кабарды, и отразил принадлежность кабардинцев к ханафитскому мазхабу.

Еще одним ярким явление после установления шариатской реформы в Кабарде можно считать, практику многократного совершения хаджа среди кабардинцев, в том числе совершения хаджа женщинами, а также совершения хаджа в молодости (сопровождая старшего).

Чаще всего женщины совершали паломничество с мужьями или родителями. В паломничество отправлялись и вдовы со своими сыновьями. Широкую популярность приобрели мужские и женские имена с корнями хьэжы (хаджи), чэбэ (Кааба), мэчэ (Мекка), Мадина (Медина). В кабардинский язык вошли неологизмы для обозначения одеяния хаджи: хьэжсарыкъ – головной убор хаджи, хьэжыцей – верхняя одежда хаджи. Появился термин, обозначающий хадж - чэбак1уэ, обозначающий также и паломника (буквально: хождение и ходок к Каабе). Тогда же вошло в обиход и слово чэбэхъарж – средства для хаджа; сейчас это устаревшее, редкое слово.

Ислам сегодня

Мечеть г. Нарткала
Мечеть г. Нарткала

Ныне кабардинцы в России и за рубежом являются мусульманами-суннитами. Ислам в кабардинской среде укоренился очень прочно. Правовые, обрядовые установления Ислама отразились в культуре кабардинцев, в их песнях и фольклоре. Исламская этика стала составляющей самосознания кабардинского народа, его религиозной самоидентификации.

Ментальные особенности кабардинцев

В отношении верности адатам, точности их соблюдения всегда впереди всех народностей шли кабардинцы. Недаром Кабарда считается родиной и законодательницей всех адатов, нравственных норм. Гостеприимство, почтение к старшему, почтение к женщине, навыки взаимопомощи, товарищеские услуги, услуги соседу и многое другое, что обозначается одним словом – Адыгэ хабзэ (т.е. соблюдение правил, обязательных для каждого кабардинца).

-6

Духовным и нравственным стержнем кабардинского народа является ментальность, вобравшая в себя ценности традиции, мировосприятие, образ жизни и образ мысли. Все это получило воплощение в принципах адыгагъэ - адыгство. Эти принципы базируются на понятиях "человечность", "мужество", "честь", "разум", "почтительность". Именно благодаря этим качествам кабардинцы снискали себе славу "рыцарей Кавказа".

Ярче всего ментальность проявляется в языке, что нашло отражение в пословицах "Дунейр шэрхъщ" (Мир - это колесо), "Псым фlэlэфlыр - нэм фlэдахэщ" (Что сладко для души, то красиво для глаз), "ЛIыгъэм ипэ акъыл" (Перед мужеством - разум).

Особенности воспитания у кабардинцев

Еще с детства, мальчикам начинают прививать понятия о мужестве и добропорядочности. Будущих мужчин так же приучают к физической выносливости и духовному развитию, благодаря чему и формируется образ храброго и верного кабардинца, который в будущем будет способен реализовать себя и свои цели во благо своего народа.

-7

Каким должен быть кабардинец?

Кабардинский мужчина должен быть храбрым и справедливым. Он должен уметь уважительно относиться к любой дочери, сестре или матери, а к старикам он обязан проявлять терпение и сострадание , если есть необходимость, оказывать по мере возможности свою помощь. В присутствии старших, кабардинец никогда не позволит себе курить или пить спиртные напитки. К алкоголю и табаку он будет относиться только негативно, потому как он должен быть всегда трезв и чист в помыслах. Семья его не должна нуждаться в чем либо , его главной задачей должно быть их содержание. И самое главное, кабардинец на протяжении всей своей жизни должен быть опорой и поддержкой для своих родителей.

Все это формирует образ кабардинца, преданного своей вере, культуре и традициям.

Девушки

Особое воспитание так же распространяется и на кабардинских девушек. Обязательным для них является целомудренность, скромность, покорность, вежливость, молчаливость и сдержанность в своих эмоциях.

Внешний вид , одежда

Одежда кабардинок должна быть скромной, не вызывающей. Платья должны быть без вырезов и декольте. Юбка не выше колен. Брюки, шорты одевать запрещено. Из головных уборов желательны косынка или платок. Если девушка замужняя, покрывать голову считается обязательным.

-8

Чего нужно сторониться девушкам?

Кабардинке непозволительно оставаться наедине с мужчиной, если он ей не является родственником или мужем. Соблюдение этих правил ограждает и оберегает её от дурных мыслей со стороны общества.

Девушке нельзя садиться за один стол с мужчинами , в редких случаях это возможно, если это круг её близких родственников (братья, муж, сыновья). Так же строго запрещено пересекать дорогу мужчинам, разговаривать с ними на ровне (уподобляясь им). В кабардинском обществе непозволительно, что бы во время приветствия девушка подавала свою руку мужчине. Да и вообще прикосновения со стороны не родственника влекут за собой осуждение со стороны общества.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Кабардинцы - это приветливый, миролюбивый и достойный народ, который с трепетом относится к своей культуре и традициям. Они им всегда верны. Уверяю вас, каждый из вас, кто решит с ними познакомиться сам убедиться в этом на собственном опыте.