Найти тему
Это грибы!

По следам белого великана

Головач гигантский - гриб многофункциональный и со всех сторон впечатляющий, как российский фрегат проекта 22350М. Гигант встречается повсеместно, но везде редок; для многих из нас, всю жизнь ходящих за грибами, как на работу, он остается неуловимой фата-морганой. Иные счастливцы собирают его всё лето, жарят в панировке, как само собой разумеющееся, и знай себе нахваливают. Для молодых журналистов великанский "дождевик" - спасительная сенсация в разгар летних отпусков, когда писать абсолютно не о чем. И это лишь самые поверхностные достоинства легендарного гриба.

Раз в несколько лет (последнее время чаще) земной шар обегает новостная волна, гласящая, что найдена панацея против рака, и это гриб. Насыщенно-желтые источники присовокупляют, что гриб это тот самый, о котором летом писали как о дождевике-мутанте весом 47 кило. И даже нельзя сказать, что дым здесь совсем без огня: кальвацин, содержащийся в гигантском головаче, издревле использовался в качестве универсального бактерицида - этакий "природный антибиотик"; с противоопухолевым же действием не всё так однозначно. К тому же, головач действительно близок к дождевикам, хотя называть его гигантским дождевиком-мутантом - всё равно что назвать сенбернара гигантским пекинесом.

Человек собаке гриб (фото с сайта mykosan.com)
Человек собаке гриб (фото с сайта mykosan.com)

Назло рекордам

Головач гигантский (Calvatia gigas, в девичестве "Лангермания гигантская") - гриб-гастеромицет, абсолютный рекордсмен в своем классе. Будучи с виду похож на заурядный дождевик, он в хороших условиях вырастает до метра в диаметре и набирает до тридцати кило живого веса. Зрелые плодовые тела этого головача производят до семи триллионов спор - абсолютный рекорд! Представьте себе такой "дедушкин табак"... Что это должен быть за "дедушка"?

Растет головач гигантский повсеместно, но везде довольно редок. Еще бы - формирование такого массивного плодового тела требует совпадения столь многих факторов, включая человеческий (чтоб никто не нашел - пока он еще совсем маленький и беззащитный, как баскетбольный мячик), и остается лишь удивляться, как он вообще еще где-то сохранился. Как и нормальные дождевики, растет он повсеместно - в траве, на полянах, в редколесье, по обочинам, - но находят его обычно в самых непролазных кустах. Угадайте, почему.

Ну вот почему при капитализме одному достается всё, а остальным ничего? (фото с сайта kuriositas.com)
Ну вот почему при капитализме одному достается всё, а остальным ничего? (фото с сайта kuriositas.com)

Тем, кому посчастливилось зайти в трескучие кустики с пустыми руками, а выйти с тяжеленной белоснежной сферой, имеют шанс оценить кулинарные особенности этого головача. Все дождевики съедобны, не все вкусны, но в узком кругу допущенных к столу гигант славится как редкий деликатес. Я думаю, это они специально так говорят, чтоб мы им сильнее завидовали. А на самом деле ничего особенного...

Луговая аптека

Североамериканские индейцы отдавали должное целебным качествам дождевиков, а вот на нашем континенте это направление народной медицины было не столь развито. Лишь иногда в популярных книжках можно прочесть, что дождевики славятся кровоостанавливающими свойствами. Увы, о ситуации, в которой кровь пришлось бы останавливать грибами, не хотелось бы и думать.

Совсем еще малыши (фото пользователя Waleri)
Совсем еще малыши (фото пользователя Waleri)

Головач гигантский - исключение. Антибактериальные средства материала, получаемого из его спорового порошка, известны еще с той поры, когда грибы считались семенем бога грома, которое тот случайно обронил, пролетая в небе по своим делам. В середине прошлого века из головача удалось выделить активный компонент, эффективно бьющий микроба - кальвацин. А вот с противоопухолевым действием, увы, такой ясности нет. Несмотря на то, что популярные источники тиражируют радостные вести об успешной борьбе головача с раком, на практике в борьбе со злокачественными опухолями от кальвацина больше вреда, чем пользы, и в онкологии перспектив у него нет. Что, разумеется, никак не обесценивает его бактерицидные функции.

Доказательство от противного

Если природа хотела доказать себе самой тупиковость экстенсивного подхода к развитию, выбрав для примера головач гигантский, то ей всё удалось. Судите сами - огромный, стремительно растущий гриб. Триллионы спор. Триллионы! Количество спор в метровом головаче превышает государственный долг США - можете вообразить такие цифры?

Вот он, пик экстенсива! Казалось бы, гигантский головач давно должен заполонить всю планету, белеть под каждым кустом. И..?

И я, человек, который всю жизнь ходит за грибами как на работу, ни разу его не встречал.

Головач здорового человека. Этот невелик, зато везде (фото И.Лебединского)
Головач здорового человека. Этот невелик, зато везде (фото И.Лебединского)

Спрашивается - а так ли полезно производить споры триллионами, если их прорастаемость в реальных условиях стократ ниже погрешности измерения? Что это за глупое "сила есть, ума не надо"? Откуда вдруг такая прямолинейность в мудром и тонком мире грибов?

Что еще почитать?

А если кто-нибудь скинет мне в комменты наводку, где искать это чудо в Московской и прилегающих областях, я буду весьма признателен.