В начале января 1940, 80 лет назад, ас Зимней войны Йорма Сарванто поставил «мировой рекорд». Сбив шесть бомбардировщиков, сам он весьма скромно оценивал это событие.
Ilta-Sanomat, 06.01.2020. Jouko Juonala
В конце января 1940 на аэродроме Ути Рейно «Палле» Палмрот из Yle взял интервью у лейтенанта Йормы Сарванто.
Причиной этого интервью послужил успешный вылет Сарванто на Крещение, 6 января. Лейтенант установил «мировой рекорд» - за 4 минуты сбил над Хаминой 6 русских бомбардировщиков ДБ-3. Это было огромным достижением, серьёзным вкладом в оборону и образцом мастерства лётчика.
Сарванто смог выжать всё из своего истребителя Фоккер D.XXI. Этот самолёт был единственным современным истребителем в Финляндии времён Зимней войны, хотя и он к зиме 1940 уже серьёзно устарел. К началу войны у финских ВВС этих истребителей в 5-м звене 24-й эскадрильи насчитывалось 36.
Интервью, которое Сарванто дал Yle, длилось 7 минут – дольше, чем он расправлялся с краснозвёздными бомбардировщиками.
– Послушайте, как такой мировой рекорд вообще возможен? – спросил Палле.
– Конечно, должно было повезти. Но в итоге, полагаю, решающим фактором оказались стрелковые навыки, - скромно ответил Сарванто.
– Значит, вы опытный стрелок? – продолжил Палле.
– Ну я стрелял ещё школьником, будучи в шюцкоре, а потом иногда участвовал в соревнованиях.
– Так вы – «стрелок по ложкам»?
– Типа того.
Далее разговор зашёл о достижениях Сарванто в плавании. До войны он взял бронзу в 200-метровом заплыве брассом на чемпионате Финляндии.
Затем последовал классический вопрос:
– Каково это – стать объектом внимания всей нации?
– Нуу… Мне немного неловко, поскольку, думаю, я не сделал ничего такого, чего любой не сделал бы в тех обстоятельствах. Я получаю множество поздравлений, и иногда, находясь среди гражданских, могу себе представить, что чувствовал Рихтогофен в отпуске, - Сарванто имел в виде легендарного лётчика времён Первой мировой войны, Манфреда фон Рихтгофена, известного как «Красный барон».
Йорма Калеви Сарванто (1912 – 1963) был офицером, который с отличием закончил кадетские курсы в 1937. С началом Зимней войны он служил под началом Густафа «Эки» Магнуссона в 24-й эскадрилье.
Уже 1 сентября началась большая война. В том числе и по этой причине Финляндия не получила современные самолёты, хоть потребность в этом и была большая. Разумеется, финны изучили истребители «Спитфайр», но Великобритания их Финляндии не продала. Ещё в конце 1939 США предлагали самолёты «Северский EP-1», но командующий ВВС генерал-лейтенант Ярл Лундквист счёл их слишком дорогостоящими, да и не успели бы их поставить в Финляндию до весны.
У «фоккеров» были неубирающиеся шасси, для противодействия бомбардировщикам эти самолёты были слишком тихоходными. На виражах они уступали вражеским И-153 «Чайка» и И-16. Достоинством же «фоккеров» была их надёжность и прочность.
Успехи финских лётчиков зависели не от высококлассного вооружения, а от высокого уровня подготовки и агрессивной тактики. В воздушном бою они немедленно брали инициативу на себя, хотя зачастую уступали противнику в численности – у того самолётов хватало. Финны летали открытым строем, разделённым на двойки. Тот, кто первым замечал врага, должен был немедленно атаковать.
Сарванто был не только талантливым и несгибаемым боевым лётчиком, но и блестящим писателем. В период перемирия он опубликовал свои воспоминания «Лётчик-истребитель в небе Карелии» (Hävittäjälentäjänä Karjalan taivaalla, WSOY 1941) – пёстрый, трогательный и местами забавный рассказ о том, как воевала 24-я эскадрилья в Зимней войне.
Прямо-таки пробирает описание вылетов, которые происходили в конце войны над Выборгским заливом, когда «фоккеры» должны были сдержать наступавшие по льду вражеские колонны.
«Передо мной вырастает пара тёмных силуэтов вражеских истребителей, они проносятся совсем рядом. Я вижу конников на льду и уничтожаю их огнём из пулемёта на бреющем полёте. Лошади вскакивают на дыбы и валятся на снег. Человек, до изнеможения стреляющий из четырёхствольного пулемёта, оставляет за собой груды бесчисленных тел – людей и коней», - писал Сарванто.
«В районе Виланиеми мы ежедневно совершали по два-три вылета вплоть до конца войны. Как правило, наши пулемёты трудились на славу».
Уже в послевоенное время было подсчитано, что Сарванто стал первым во Второй мировой войне лётчиком-истребителем, преодолевшим рубеж в 10 воздушных побед.
До конца Зимней войны он сбил 12 вражеских самолётов. За Войну-продолжение ему приписывают ещё 4 воздушные победы. Большую часть времени в этой войне Сарванто прослужил в главном штабе ВВС.
После Войны-продолжения Сарванто остался на службе в ВВС и помимо прочего работал военным специалистом в Лондоне. Последней его военной должностью стало командование Карельским авиаполком, откуда он уволился в 48-летнем возрасте по собственному желанию. Он начал было делать карьеру банкира, однако на 52-м году жизни умер от тяжёлой болезни.