Автомобиль малого класса Audi A1 был представлен на суд зрителей 2 марта 2010 года в Женеве. Однако настоящую популярность модель завоевала задолго до презентации, когда британский автомобильный журнал "What Car?" признал Audi A1 "самым ярким автомобилем 2010 года". Новая модель Ауди создавалась для городских условий как достойный соперник автомобилям Alfa Romeo Mito и Mini. За основу создатели взяли платформу от Volkswagen Polо, что автоматически делает автомобиль выше стандартных одноплатформенных моделей. Компактные размеры Audi A1 позволяют быть маневренным на любых дорогах, а низкий расход топлива (от 3,8 до 5,4 литров на 100 км) помогает владельцу существенно сэкономить горючее в бесконечных городских пробках. Максимальная скорость, которую способен развить автомобиль составляет 200 км/ч.
Тест-драйв "Номер один (A1 1.2 TFSI)" от 2010 года
Cубкомпакт Audi A1 – ингольштадтский ответ MINI и заведомый бестселлер. Немцы внедряются в доселе не освоенную ими модельную нишу, чтобы расширить армию поклонников марки.
Председатель правления Audi AG Руперт Штадлер, похоже, испытывает в отношении компактной новинки Audi A1 искренние отеческие чувства: “Это наш большой малыш. Он равноправный член семьи Audi, даром что в длину меньше 4 м”. Трехдверный хэтчбек, представленный журналистам в Берлине, – последний в модельном ряду марки, но, совершенно очевидно, надежда и гордость ингольштадтской семьи, ее любимец и баловень. Симпатии и амбиции Audi AG отражены в названии продукта. Новинка первенствует в корпоративном реестре. Это № 1 и первая буква алфавита. Продажи еще не стартовали, но “малыш” заведомо объявлен дефицитным товаром. Дабы удовлетворить спрос, под A1 расширяется производство на заводе в Бельгии. Для рекламной раскрутки ангажируется американский поп-идол Джастин Тимберлейк, несмотря на то, что продажи субкомпакта в США все еще под вопросом. Зато Старый Свет новоиспеченного конкурента MINI Cooper ждет не дождется. Маркетологи марки предсказывают шквал заказов, рассчитывая продать в этом году заметно больше изначально запланированных 100 тыс. машин.
СТОПРОЦЕНТНЫЙ AUDI
Маркетинговая сущность “единички” отражена в рекламном ролике, ставшем фоном для берлинской презентации. Audi A1 мчится по дневному и вечернему мегаполису, останавливаясь у ресторанов и бутиков. У машины позируют молодые спортивные горожане обоих полов. На заднем плане будто невзначай мелькает запылившийся и кажущийся запыхавшимся MINI. Язык образов и намеков PR-команды Audi лаконичен. С A1 компания опускает возрастную планку своей клиентуры, рассчитывая переманить в том числе и поклонников MINI. Впрочем, кроме MINI Cooper в беседе с глазу на глаз представители PR-службы упоминают еще пару конкурентов – Alfa Romeo MiTo и Citroen DS3, но в обоих случаях с оговорками и красноречивой мимикой. На лицах ингольштадтцев будто написано: вы же понимаете, премиальность французских и итальянских одноклассников довольно условна.
Как бы то ни было, концептуально, технически и дизайнерски Audi A1 соревнуется в первую очередь с MINI. Сходство прослеживается и в габаритах, и в пропорциях, и в некоторых линиях, особенно в тыльной части. Существенны, однако, и различия. Передняя и задняя кузовные стойки игольштадтской “единички” наклонены значительно сильнее. Кузов выглядит более купеобразным и динамичным, в то время как в горизонталях MINI звучат выходящие из моды ретромотивы. К тому же A1 смотрится куда агрессивнее: гигантский (с учетом габаритов) щит фальшрадиаторной решетки, будто закусивший губу бампер, злые “глазки” блок-фар и задние фонари весьма эффектны. Задействуется и стилистическое единство с ингольштадтскими спорткарами. Так, внешние зеркала A1 соотнесены с аналогичными элементами TT и R8. На крепкий характер “малыша” намекают чрезвычайно короткие свесы, “коренастость” (при внушительной ширине 1,74 м высота “в холке” всего 1,42 м) и недетская “обувка” – возможна установка 18-дюймовых колес. Элементы внешнего декора способствуют узнаваемости – автомобиль сразу опознается в потоке как Audi. Светодиоды передней и задней светотехники, характерные выштамповки капота и боковин и вышеупомянутая решетка радиатора singleframe – родовые черты марки. А вот спортивный изгиб линии крыши – свежий отличительный признак модели. Так называемая боковая “арка” может быть окрашена в цвет, отличный от основного, – смелый и яркий дизайнерский ход.
Салон A1 – поле для творческих экспериментов в рамках жесткой, проверенной рынком дизайнерской концепции. Такие элементы, как точеный “ухватистый” руль, приборная панель с добротными металлизированными тумблерами и передние ковшеобразные кресла с широчайшим диапазоном регулировок, знакомы по “старшим” представителям модельного ряда. В Audi утверждают, что компания впервые перенесла премиальные решения в компактный класс, и не грешат против истины. Упомянем в этой связи информационно-развлекательную систему MMI, поднимающийся из недр передней панели 6,5-дюймовый экран навигации и бортовой компьютер, слушающийся команд с многофункционального руля. Стоит ли говорить, что отделочный пластик хэтчбека приятен на ощупь, все клавиши легко нажимаются, тумблеры четко и “породисто” поворачиваются, двери закрываются с характерным, приятным уху звуком. Мелкие эргономические недостатки проистекают из компактных размеров машины. Скажем, функциональные кнопки в нижнем торце центральной консоли (в частности, клавиша, управляющая ESP) удалены от водителя и частично перекрываются рычагом МКП или селектором “автомата”. Салонное и внешние зеркала пропорциональны кузову, но сами по себе невелики, а поскольку система Side Assist для A1 пока не предлагается, проблема мертвых зон наличествует.
Ярчайшее дизайнерское новшество – белые, серые, красные, бежевые или, как на одной из опробованной нами машин, желто-зеленые (цвет “васаби”) вставки. Столь игривых вкраплений на передней панели, центральной консоли и креслах не встретишь ни на одном другом Audi. Они оживляют салон, контрастируя с более респектабельным обликом “старших” моделей. Похожий цветовой фейерверк запустил на KIA Soul гениальный немецкий дизайнер Петер Шрайер, к слову, работавший с 1979 по 2001 г. главным образом на ингольштадтскую марку.
Наконец, кроме цветовых в A1 присутствуют мощные тематические приманки. Стоит расположиться на водительском месте, вспоминается хитовый рок-н-ролл “Любите, девушки, простых романтиков, отважных летчиков и моряков” группы “Браво”. Основной мотив передней панели – крыло самолета: четыре круглых, выпуклых решетки воздуховодов похожи на турбины реактивного двигателя, в то время как центральная консоль, словно плывущая по трансмиссионному тоннелю, по форме напоминает корму яхты.
ПО-БРАТСКИ
Очное знакомство с A1 – интрига, ведь премиальный хэтч-бек построен на базе и агрегатах родственных VW Golf и Polo, но по понятным причинам дистанцирован от непремиальных собратьев технически, дизайнерски и компоновочно. В сравнении с VW Polo и Skoda Fabia А1 обеспечивает чуть меньше места седокам заднего ряда в силу купеобразности кузова. Усесться позади водительского кресла мне при моем среднем росте удалось без проблем, но дефицит жизненного пространства все же ощущается. Пятому пассажиру в ингольштадтский хэтчбек лучше не соваться, о чем, собственно, сигнализируют компоновщики: средняя часть заднего дивана отформована под пластиковые ниши и подстаканники.
Лучшие динамические характеристики и более отточенную, чем у Golf и Polo, управляемость призваны обеспечить легкий кузов, настройки агрегатов и трансмиссий и выверенная развесовка автомобиля по осям. Снаряженная масса порядка тонны делает А1 самым легким компакт-каром премиум-класса. Развесовка варьируется главным образом в зависимости от массы и расположения силового агрегата. Дабы оптимизировать весовое соотношение передней и задней части автомобиля, на большей части модификаций аккумулятор и сабвуфер расположены в багажном отсеке. Однако, у базовой 1,2-литровой бензиновой версии “батарея” находится под капотом – аккумулятор достаточно легкий и не вносит дисбаланса в схему развесовки. В среднем же на переднюю ось A1 приходится 61–63% массы в зависимости от силового агрегата.
Подчеркнем, что ни в одном из тестовых автомобилей не обнаружилось “запаски”, хотя багажный отсек под нее и отформован. Производитель утверждает, что в теории (читай: на российском рынке) как минимум “докатку” возможно разместить в багажнике поверх аккумулятора. С другой стороны, представители Audi справедливо отмечают, что запасное колесо не является атрибутом премиальных субкомпактов – с проколами борются шины с технологией run-flat или на крайний случай ремкомплект. И тем не менее к известным проблемам российских дорог ингольштадтцы подготовились: в “базе” А1 для России оснастят 15-дюймовыми колесами, в то время как для Европы предусмотрены 16-дюймовые.
СТОЛИЧНАЯ ШТУЧКА
Ездовая часть презентации проходила в окрестностях немецкой столицы, что само по себе показательно – Audi намекает на городскую среду обитания своей новинки. Мы игнорируем дизельные автомобили, поскольку они не будут продаваться в России (по крайней мере, в обозримом будущем) и останавливаем свой выбор на базовой модификации с 1,2-литровым 85-сильным бензиновым турбомотором с системой рекуперации энергии торможения и системой start-stop. Такому двигателю причитается на сегодня лишь один вид трансмиссии – 5-ступенчатая “механика”. Наш интерес подогревает опыт знакомства с новыми Skoda Fabia и VW Polo, оснащенными аналогичными моторами и коробками передач.
Уже с первых метров движения A1 показывает характер. Благодаря турбонаддуву, системе непосредственного впрыска топлива и сближенным передачам МКП А1 срывается со старта и ускоряется куда более резво, чем одноклассники. Намека на “турбояму” нет ни на одной из передач. Под педалью неизменно чувствуется запас мощности и тяги. Настройки двигателя и трансмиссии позволяют осуществлять быстрые перестроения и в то же время ползти в пробках – машина не требует выжима сцепления даже на скорости 2–3 км/ч. На трассе ускорение становится “задумчивым” только на пятой передаче. При обгонах нужно “подтыкать” пониженную. Однако крейсерских 140–150 км/ч A1 достигает без истеричности и натуги. Акустический комфорт присутствует как на низких, так и на высоких скоростях – ингольштадтцы по традиции потрудились над шумоизоляцией. А вот заявленная экономичность, которая должна проистекать из комплекса вышеупомянутых инновационных систем, как видно, не сочетается с рваным ритмом городского тест-драйва. В нашем случае расход колебался в пределах 10 л/100 км.
Понравилась статья? Ставьте лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на канал!