Найти тему
Марина Чесслер

Как отличить бесплатную услугу от «навязанной» платной

Государственные поликлиники и больницы могут оказывать платные услуги только с согласия пациента. ПОможем разобраться: за какие услуги действительно нужно платить по закону, как доказывать свои права на бесплатную услугу даже в частной клинике и куда жаловаться, если права нарушают.

Как узнать, бесплатным или платным должно быть обследование

Изучить список бесплатных услуг

Найти его можно в базовой программе госгарантий ОМС. Права застрахованных, порядок и требования к условиям оказания медицинской помощи по этой программе едины во всех регионах России.

Проверить территориальную программу ОМС

В каждом субъекте РФ региональная власть разрабатывает и утверждает территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Найти её можно на сайте Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, Территориального фонда ОМС Удмуртской Республики, страховых медицинских организаций.

Узнать условия оказания и стоимость услуги

Перечень платных услуг и их цены должны быть в открытом доступе. Например, на информационном стенде или сайте поликлиники.

Когда нужно платить за лечение

Если хотите получить помощь анонимно.

Если обращаетесь к врачу без направления или без показаний.

Если хотите дополнительный сервис, например, отдельную комфортную палату в больнице.

Если вам удобней получить услугу на особых условиях, которые не прописаны в законодательстве. Например, дома.

Если просите заменить материалы или лекарства на аналоги, не входящие в систему ОМС.

Если не хотите ждать несколько дней бесплатный приём к врачу, можете записаться на платный и попасть быстрее.

Если хотите попасть к врачу терапевту (педиатру) в другую поликлинику, к которой не прикреплены.

Запомните! С вами должны заключить договор на оказание платных услуг, а после — выдать квитанцию или чек.

-2

Фразы, которые помогут распознать навязанную услугу

«Это не назначение, а рекомендация»

Рекомендация не обязательна к выполнению. Гимнастика между обострениями остеохондроза — рекомендация, можете делать, а можете и отказаться. Рентген при этом же диагнозе — необходимое назначение, его должны сделать бесплатно.

«У нас нет аппарата МРТ, УЗИ»

Если это исследование входит в перечень бесплатных обследований и необходимо для постановки правильного диагноза, вас должны направить в учреждение, работающее в системе ОМС, в котором нужное оборудование есть.

«У нас просто нет такого специалиста»

Поликлиника должна заключить договор с другим медучреждением и направлять пациентов туда для завершения обследования. Если по полису вам положена бесплатная консультация эндокринолога, а в вашей поликлинике его нет, терапевт должен дать направление в другую больницу.

Что делать, если услуга бесплатна, но в ней отказывают

В первую очередь вы должны обратиться к руководству поликлиники или больницы. Это может быть заведующий отделением, заместитель главного врача, дежурный администратор или главный врач, который поможет решить ситуацию на месте.

Если решить вопрос внутри медицинского учреждения не получается, вы имеете полное право обратиться за помощью:

в страховую медицинскую организацию — её телефон указан на страховом полисе либо заказать обратный звонок через инфомат в поликлинике;

в Территориальный фонд ОМС УР— контакты можно найти на сайте организации или на информационных стендах в медучреждении;

в Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

в Росздравнадзор — бесплатный круглосуточный номер: 8 (800) 500-18-35, можно из всех регионов Российской Федерации.

Кто поможет защитить ваши права

-3

Страховой представитель станет личным консультантом для каждого, у кого есть полис ОМС.

Если вы столкнулись с недобросовестными работниками в поликлинике или больнице, если вам отказывают в бесплатной госпитализации, затягивают сроки выдачи направления для необходимого обследования, не выдают бесплатные лекарства или каким-то другим способом нарушают ваши права на бесплатную медицинскую помощь — это повод связаться со страховым представителем.

Страховой представитель — это полноценный консультант для пациента, с которым можно обсудить варианты и этапы лечения. Он поможет разъяснить алгоритм лечения, обоснованность и необходимость приёма назначенных лекарств и рекомендаций.

Сейчас страховые представители работают и во многих поликлиниках, где-то организованы посты страховых представителей, куда они выезжают с визитами по утвержденному графику, поэтому у пациентов есть возможности побеседовать с ними и лично при обращении за медицинской помощью. Проверить место и график работы страховых представителей, вы можете на сайте своей страховой компании или по телефону контакт-центра.