Здравствуйте, уважаемые читатели !
Сегодня мы поговорим о тяжелом крейсере Третьего рейха, который в свое время считался непобедимым и долгое время был объектом внимания стран мира.
Создание и ТТХ "Адмирал граф Шпее"
Данный корабль являлся третим и последним в серии "Дойчланд". Он был заложен в 1934 году на верфях знаменитого Вильгельмсхафена. Корабль назван в честь вице-адмирала Императорских военно-морских сил Германии, который погиб во время Первой мировой войны на броненосце "Шарнхорст". Уже в 1934 году он был спущен на воду и после прохождения испытаний, в 1936 году вступил в строй Кригсмарине.
Класс корабля и небольшие проблемы
Главной "головной болью" для немцев стали ограничения по Версальскому договору, которые ограничивали водоизмещения военных кораблей в 10 000 т, но немцы схитрили и водоизмещение "Адмирал граф Шпее" составляло 16 200 т. По немецкой классификации "Адмирал граф Шпее" является "Panzerschiff", или же бронированный корабль. В книгах, статьях, газетах, можно встретить его под классификацией карманного линкора, её придумала британская пресса в 30-х годах
Общие ттх:
Длина - 186 м
Ширина - 21,65 м
Осадка - 7,2 м
Бронирование:
Пояс - 100 мм
Нос - 18 мм
корма — 45 мм
продольная переборка — 40 мм
палуба — 18-30 мм
траверзы — 60 мм
башни — 140 - 85 мм
барбеты — 125 мм
рубка — 150 - 50 мм
ПТП — 45 мм
Силовая установка:
8x девятицилиндровых двигателей компании MAN, которые выдавали мощность в 56 000 лошадиных сил, что позволяло разгонять корабль до 28 узлов
Вооружение:
Артиллерийское
6x 283 мм орудий, по 3 орудия в двух башнях
8x 150 мм орудий в отдельных башнях
Зенитное
3x спаренных 105 мм орудий
4x спаренные 37 мм пушки
10x 20 мм пушек
Торпеды
2x четырехтрубных 533 мм аппарата
Вооружение изменений не претерпевало.
Авиация
На "Адмирал Граф Шпее" присутствовала катапульта для самолетов разведчиков. Поначалу таковыми являли самолеты Heinkel 115, но уже в 1939 году их заменили на Arado 196, самолета всегда было 2.
Радар
В 1939 году был установлен радар FMG 39 G(gO), дальность работы 11-19 км.
Боевой путь "Адмирала граф Шпее"
До начала Второй мировой войны корабль совершил целое множество походов, посетив Швецию, Португалию, Испанию, Норвегию и несколько раз пройдя через в Атлантический океан. Также он поучаствовал в параде флота 22 августа 1938 года.
В августе 1939 года "Адмирал граф Шпее" и его "систершип" "Дойчланд" отправились в поход к берегам Южной Америки, замыслел Гитлера был в том, что эти два корабля, пользуясь кораблями поддержки, которые будут доставлять им топливо и боеприпасы, внезапно смогут атаковать британские конвои вместе с началом войны.
25 сентября оба корабля получили приказ начать операцию по поиску и уничтожению вражеских судов. Первой жертвой стало судно "Клемент". До 14 ноября немецкие корабли смогли потопить/захватить 6 судов противника. К сожалению "Дойчланд" был вынужден лечь на обратный курс в Германию из-за проблем с силовой установкой. Для поиска "Адмирала граф Шпее", британцы организовали 8 тактических групп, в них входило несколько авианосцев, в том числе печально известный "Арк Роял", около 9 тяжелых и 5 легких крейсеров, а также другие боевые единицы. После некоторых успехов, 28 октября, после дозаправки, немецкий корабль повернул в сторону Индийского океана, так как из-за активности , британцы могли обнаружить следы немецкой эскадры. За время пути до цели, на "Адмирале граф Шпее" был выведен из строя один из разведывательных самолетов. 1-3 декабря 1939 года немец, вернувшись в Атлантику, потопил еще 2 корабля британцев, 6 декабря, после пополнения топлива с судна "Альтмарк", команда с "Альтмарка" перешла на "Адмирал граф Шпее" и он "провел учебные стрельбы" по "Альтмарку" потопив его. Результат был довольно печальным, из-за довольно малого количества стычек, артиллерийская команда потеряла часть своих навыков.
Последний бой непобедимого корабля
Ровно 13 декабря в 6:00, у Ла-Платы самолет разведчик с "Адмирала граф Шпее" обнаружил британскую группу кораблей, которая была неподалеку. Это был тяжелый крейсер "Эксетер" и пара легких крейсеров, по ходу боя, "Эксетер" получил серьезнейшие повереждения и покинул бой. На следующий день прибыл дополнительный тяжелый крейсер "Камберлэнд". Британцы пытались блокировать выходы из устья Ла-Платы, но "Адмирал граф Шпее" смог выйти из этого трудного положения. Правительство Уругвая предоставило 3 дня на ремонт корабля, но этого не хватило, Лангсдорф ( капитан "Адмирала граф Шпее" ) отправил телеграмму в Берлин и вскоре получил приказ "боя не принимать, корабль уничтожить. "Адмирал граф Шпее" просто бы не смог простивостоять большому количеству британских судов на выходе из Ла-Платы. 17 декабря, ровно в 18:20, Тяжелый крейсер, под взором десятков тысяч жителей Монтевидио покинул гавань. В 19:20 британцы увидели множество взрывов на корабле, "Адмирал граф Шпее" затонул.
Так и закончился славный боевой путь немецкого непобедимого тяжелого крейсера.
Печальные фотографии тонущего корабля
Судьба капитана
20 декабря, в Буэнос-айресе, Лангсдорф застрелился, он следовал кодексу Императорских военно-морских сил Германии, "Капитан разделяет судьбу корабля".
Спасибо за просмотр !
Любой актив помогает развитию нашего канала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые выпуски, а также не забудьте оценить их !