К середине XIX века французские кораблестроители сумели добиться технического превосходства над старым врагом - англичанами, построив 90-пушечный парусно-винтовой линейный корабль «Наполеон», считавшийся современниками одним из самых совершенных кораблей эпохи. В кратчайшие сроки французы пополнили свои боевые эскадры ещё восемью «а-ля «Наполеонами», попутно переведя несколько десятков парусных фрегатов и линейных кораблей на паровую тягу.
Однако, даже для блистающей Второй Империи, строительство и содержание такого количества паровых кораблей оказалось крайне затратным делом. Мало того, британцы, втянувшись в «паровую гонку», быстро обошли соперника по числу паровых судов. Французам стало понятно, что прямую конкуренцию они не потянут, нужно было искать новые нестандартные решения.
17 октября 1855 года три французских плавучих батареи, обшитые полосами сварного железа, медленно вошли в горловину Днепровского лимана и открыли огонь по укреплениям русской крепости Кинбурн. После трёхчасового обстрела на бастионах была выведена из строя почти половина орудий, около 200 защитников крепости было убито и ранено. Спустя ещё час, комендант Кинбурна генерал-майор Коханович приказал поднять белый флаг. Не взирая на оказанное сопротивление и меткий огонь орудийных расчётов, плавучие батареи отделались несколькими десятками вмятин в железных бортах, а основные повреждения свелись к выбитым заклёпкам. Потери экипажей составили 10 человек (большая часть ранеными).
Несмотря на то, что применённые французами плавбатареи, годились только для прибрежных действий, стало ясно, что появление их океанских собратьев можно ожидать в ближайшей перспективе. Правда, при прорыве к Николаеву, на укреплениях которого стояли более мощные орудия, ядра уже раскалывали бронеплиты и вышибали их из обшивки, но это было воспринято французами как досадное недоразумение.
В 1857 году любимец Наполеона III, неутомимый французский кораблестроитель Дюпюи де Лом, взамен строительства деревянных парусно-винтовых судов, предложил проект нового класса кораблей, призванных бросить вызов мощному британскому флоту. Корабль представлял собой броненосную версию линкора «Наполеон», воспроизведённую целиком в металле. Это была концентрация мощи, неуязвимости и скорости, позволявшая не опасаться вступления в бой с численно превосходящим противником.
В качестве вооружения на корабле планировалось установить 36 бомбических орудий Пэксана крупного калибра, что позволяло снизить общее количество пушек и за счёт этого уменьшить высоту корпуса на одну палубу. К этому времени возросшая мощь артиллерии не оставляла деревянным кораблям никаких шансов. Разрывные фугасные заряды бомбических орудий, по воспоминаниям современников, производили разрушительное воздействие даже на огромные трёхдечные линейные корабли. Борта более мелких судов, фрегатов и корветов, при удачном попадании просто разрывало на куски.
Однако для французской промышленности проект цельнометаллического броненосного линкора оказался слишком революционным. Заводы не могли обеспечить морские арсеналы таким количеством конструкционной стали. Проект пришлось пересмотреть, попутно пойдя на целый ряд компромиссов, ухудшивших характеристики корабля.
В качестве основы будущего броненосца был взят деревянный корпус недостроенного линейного корабля «La Glorie» («Ла Глуар», «Слава»), верхняя палуба которого была разобрана. Это позволило снизить стоимость будущего «хозяина морей» и, что немаловажно, кардинально уменьшить сроки строительства.
Батарейный броненосец «Ла Глуар» был построен за восемь месяцев и вошёл в состав французского флота в 1858 г. Длина судна составила около 80 метров, ширина около 17 метров. Корабль нёс закреплённый на деревянной обшивке корпуса броневой пояс из кованого железа толщиной 110-120 мм. Броня простиралась на всю длину корабля и надёжно защищала как боевые палубы, так и рулевые механизмы.
На корабле была установлена паровая машина, обеспечивающая скорость хода около 12 узлов, что позволяло выбирать дистанцию боя. Запасов угля в бункерах хватало на 12 дней поддержания полной скорости. Несмотря на то, что броня, паровой движитель и мощное артиллерийское вооружение уже органически не могли соседствовать с парусом, броненосец оснастили рангоутом. Естественно, что управляемость и ходкость такого «мастодонта» под парусом были просто отвратительными. Капитан мог использовать энергию ветра только в чрезвычайной ситуации, либо сочетать оба движителя для достижения максимального эффекта.
Несмотря на то, что корабль считался неуязвимым для орудий своего времени, под бронёй он сохранил все недостатки присущие деревянным кораблям – пожароопасность и слабую живучесть, связанную с невозможностью разделения корпуса на отсеки. Орудийные порты располагались слишком близко друг к другу, что делало орудийную палубу тесной для прислуги. Жизнь экипажа на корабле была очень тяжелой. Вентиляция палуб была слабой. Котлы и паровые двигатели выделяли слишком много тепла, а копоть и удушливый дым распространялись в пределах всего судна.
В процессе эксплуатации выяснилось, что корабль обладает низкой мореходностью. Именно поэтому англичане не признают первенство французов в создании первого в мире океанского броненосца. Орудийная палуба с тридцатью шестью 68-фунтовыми (164-мм) пушками располагалась менее чем в двух метрах над водой, что делало невозможным ведение огня при сильном волнении. Сами французы замечали, что «Ла Глуар» был построен не для путешествий по океанским просторам, а для уничтожения флота противника. Для этого французским эскадрам нужно просто пересечь Канал.
Спуск на воду броненосца «Ла Глуар» делал бессмысленным дальнейшее строительство деревянных кораблей. Несмотря на недостатки, было понятно, что соединение однотипных «Ла Глуару» линкоров может рассчитывать на серьёзное преимущество в бою перед эскадрой противника укомплектованной судами различных классов.
По требованию Наполеона III в кратчайшие сроки были построены ещё два подобных броненосца – «Invincible» («Несокрушимый») и «Normandie» («Нормандия»). Однако в этом случае, строительство кораблей уже велось на скорость, с использованием некачественной древесины. Всего через десять лет они будут отправлены на слом. В отличие от своих систершипов «Ла Глуар» находился в боевом составе флота до 1879 г., после чего был выведен в резерв и несколько лет использовался в качестве блокшива. Ни один из кораблей так и не принял участия в боевых действиях.
Английским ответом на линейку кораблей «Ла Глуар» было строительство цельнометаллических океанских броненосцев типа «Warrior» («Уорриор», «Воин»). Появившись буквально через год, они закрепили за собой первенство самых больших и мощных кораблей в мире.
Друзья!!! В продолжение темы парового и парусного флота :
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ. ЛИНКОР "НАПОЛЕОН"
ТУРЕЦКИЙ "ВАРЯГ". ПРОРЫВ ПАРОХОДА "ТАИФ"
ТАРАННЫЙ УДАР ВО ВСЕЙ КРАСЕ. КАК АНГЛИЧАНЕ ПОТЕРЯЛИ ФЛАГМАН "ВИКТОРИЯ"
ГРЕБНОЙ КОРВЕТ ЕГО КОРОЛЕВСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА "ДАНЦИГ"
ПОТЕРЯТЬ "КОРОНУ", "МЕЧ" и "ДЕРЖАВУ"
"КОРОТЫШКА" ЛЮКА. САМЫЙ БОЕВОЙ КАПИТАН ФРАНЦУЗСКОГО ФЛОТА
ЗА ЧТО РАССТРЕЛЯЛИ АДМИРАЛА БИНГА?
ДОРОГУ ДИЛЕТАНТАМ. КАК СОЗДАВАЛАСЬ ТАКТИКА ПАРУСНОГО ФЛОТА
Спасибо что дочитали до конца. Если понравилась публикация ставьте "лайк" и будете видеть посты чаще. И конечно же, подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного.