Весёлые картинки
Пин-ап культура (от английского “to pin-up” — «прикалывать», в значении прикреплять плакат на стену кнопками) взяла своё начало в конце XIX века под пером знаменитого иллюстратора Чарльза Дана Гибсона. Именно он создал так называемую девушку Гибсона — собирательный образ идеальной американской красавицы с твердым характером.
Примерно так и выглядел идеал американской красоты конца XIX века.
В более позднем и близком для нас понимании рисунок жанра пин-ап — это вид графического искусства, в котором художник изображал часто уже полуобнаженную молодую девушку или же, например, историю в «одном кадре» повествующую о пикантных обстоятельствах, при которых героиня (pin-up girl) случайно потеряла часть своего гардероба. Зародившись в 1890-х, изначально пин-ап кочевал по календарям и открыткам, появлялся в виде рекламных постеров и на страницах журналов, но прочно входить в культурный обиход начал с 30-х годов века двадцатого. Это можно объяснить отчасти известными экономическими сложностями, которые испытывали США на тот момент. Людям необходимо было показать блеск и красоту, убедить, что жизнь скоро наладится и не стоит терять надежду на лучшее.
Изначально эту задачу ревностно выполнял Голливуд, порождая сонмы прекрасных женских кинообразов, но вскоре он попал в железные тиски MPPDA («Ассоциация американского кинопроизводства и кинопроката») и «Католического легиона благопристойности», а затем ушел в «нуар» и аскезу. «Кодекс Хейса» (свод этических правил ассоциации) на корню резал любой намек на фривольность, и к середине 30-х делал это настолько успешно, что в кадре общее супружеское ложе тут же превращалось в два раздельных. Иными словами, оголтелая киноцензура могла резать пленку, как ей вздумается, но с другой стороны именно она стала тем самым сигналом для издателей журналов, что пора брать дело фривольности в свои руки.
Свято место не бывает в пустоте
Наибольшую популярность стиль пин-ап приобрел именно с началом Второй мировой войны. Из издательств полетели тонны печатной продукции: журналы, открытки, календари, просто фотографии и даже игральные карты.
На постерах все знакомые и милые простым американцам лица — известные манекенщицы, певицы и актрисы. Ава Гарднер, Бетти Грейбл, Сидд Чаррис, Рита Хэйворт, а чуть позже и Бетти Бросмер, в общей сложности выигравшая свыше 50-ти конкурсов красоты… Строго говоря, pin-up girls 30-40-х (если речь идет именно о графике) почти всегда имели под собой реальные прототипы и были легко узнаваемы. Основной потребитель — молодые американские мужчины, уходившие на фронт.
Постеры с девушками вырезались из календарей и журналов, крепились на любых поверхностях: стенах кабинетов, прятались в нагрудных карманах, развешивались у койко-мест на кораблях и подлодках и даже рисовались на носах боевых самолетов. Последнее больше касалось бомбардировщиков, а вот в военно-морской авиации nose art (украшение носовой части самолета различными рисунками, в том числе пин-ап) не приветствовался.
Пин-ап получил большое распространение в американской армии и на флоте.
Старшие офицеры часто сквозь пальцы смотрели на увлечения подчиненных, все понимали, что зачастую эти фривольные картинки именно то, что связывает парней с домом, и, как ни крути, поднимает боевой дух личного состава.
Новые горизонты
По окончании Второй мировой войны страсти вокруг пин-ап несколько поутихли,однако он продолжал оказывать серьезное влияние на американское общество. Жанру требовалось развиваться, завоевывать новые горизонты, и со свойственной ему прямолинейностью он пошел по самому простому пути: большей откровенности. Но этого было мало, нужен был новый символ. И нашелся он довольно быстро.
Статная Мэрилин Монро, красавица-блондинка с томным голосом. Как и в 40-х пин-ап с известной актрисой часто становился неизменных спутником спутником американских солдат, но теперь уже на новой, Корейской войне. Впрочем, это уже немного другая история.
GrindCorpse, специально для журнала «Главный Калибр»