Найти в Дзене

«Музыка - душа моя» (часть 2)

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

В нашей семье большинство её членов с музыкой дружат. Только у мамы слуха нет - она поёт свои собственные мелодии всем известных песен, зато отлично помнит слова и всем их подсказывает. У отца нет музыкального образования - откуда, он родился в середине войны в деревне. Но он выучился самоучкой играть на гармошке: эту хромку бабушка, его мать, выписала ему по почте аж из Тулы, потому что у других деревенских кланов были гармонисты, а у них не было. И мой отец, четырнадцатилетний пацан, ходил по свадьбам с этой гармошкой, глушил самогон и наигрывал развесёлые частушки «с картинками» и прочий репертуар. Поэтому сольфеджио и скрипкой с сестрой (она была первой на музыкальной стезе) занимался отец: хоть он нотной грамоты и не знал, но слышал, фальшивит она или нет. Так и говорил: «Тут ты врёшь, не так». А я стояла рядом с пюпитром так же молча, как и он, и изо всех сил тоже хотела учиться музыке.

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Сестра моя вообще стала профессиональным музыкантом, закончила Санкт-Петербургскую консерваторию. По специальности она этномузыколог, занимается музыкальным фольклором. Однажды я пришла в детский сад за сыном, а воспитательница спрашивает меня: «Кто такая тётя Наташа?» Я отвечаю: «Моя сестра, а что?» Оказывается, воспитатели с детьми разучивали к 8 марта какую-то песню или стишок в формате вопрос-ответ. И там детей спрашивали: «кто вам сказки читает?», «кто вас вкусно кормит?» и так далее. И предполагалось, что дети должны отвечать - «мама». Но когда дошло до вопроса «кто вам песенки поёт?», мой сын, не раздумывая, ответил: «Тётя Таташа» (привет тебе, тётя Таташа!).

Моя племянница чисто пела и интонировала с трёх лет. Её вообще засунули в этом возрасте в музыкальную школу, где она поражала воображение окружающих своим возрастом и этой сувенирной скрипочкой - одной шестнадцатой, - на которой она ещё и исполняла феерическую пьесу «Петушок» щипком по одной струне на отчётном концерте класса. Больше всего меня потрясал фантастически изобретательный аккомпанемент к этой пьесе, который чутко и проникновенно исполняла на заднем плане неизменный концертмейстер класса Елена Геннадьевна.

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

Так что я с печалью и разочарованием обнаружила, что мой сын, увы и ах, поёт так же, как и бабушка - свои собственные мелодии, вдохновенно и фальшиво. А я так мечтала обучать его в музыкальной школе! И совсем не помогали бабушкины восторги «весь в меня!». Я решила, что слуха у него нет. Но когда сын пошёл в первый класс, я почувствовала, что в его жизни образовалась какая-то зияющая пустота. Он занимался спортом с шести лет, не бездельничал, но его духовное развитие, его детская душа не были затронуты ни спортивными достижениями, ни учёбой в школе. Нужно было что-то, что развило бы его чувства, его сердце. И я решила, что всё-таки схожу с ним к своему педагогу по фортепиано. Но тут вмешалась бабушка и, сломав все правила, заявилась в музыкальную школу с внуком прямо в мае, они с педагогом договорились с администрацией и определили его в первый класс. Так мой сын стал учиться играть на фортепьяно. Оказывается у него был слух, только внутренний. Это когда внешне человек чисто спеть или подобрать мелодию на слух не может, но он слышит и чувствует музыку. Как я жалела тогда, что положилась на внешние факторы! Надо было привести сына к Рукие Асфандияровне ещё в пятилетнем возрасте, она бы сама и сказала, есть у него шанс или нет. Но что сделано, то сделано, в итоге, забегая вперёд, скажу, что музыкальная школа им была окончена и даже с отличием (что, на мой взгляд, странно, но таковы реалии сегодняшнего дня).

Фото взято с сайта Pixabay
Фото взято с сайта Pixabay

И всё встало на свои места. Как говорит мой, вернее, теперь наш с сыном педагог по фортепиано: «Музыка приучает человека трудиться. Даже если человек не станет музыкантом, он научится главному - работать». Действительно, занятия музыкой невероятно дисциплинируют. Все музыканты - великие труженики. Они работают, овладевая профессией, с детства и не останавливаются на этом пути вообще. Если ты перестал репетировать, работать над собой - ты уже несостоятелен, ты потерял себя в профессии. Праздность - это не про музыкантов. И трудиться надо не только технически, но и духовно.

Как оказалось, мой сын играет намного более музыкально, чем я (ну, свою игру я оценить не могу, но мне так кажется). Да, я играла куда техничнее, чем он: сказались на два года больше занятий, советская муштра и репетиторы, с которыми я периодически занималась зачем-то. Но мой сын мог сыграть на экзамене так, что комиссия затаивала дыхание во время прослушивания. А вот муштры в музыкальной школе почти не осталось, не было даже зачёта по гаммам, чем я была крайне возмущена (я-то огребала вечно за эти гаммы, даже двойку однажды и единственный раз за этот зачёт получила и пересдавала потом его в слезах и соплях). И не осталось никаких специальных программ: в этом полугодии все играют Кабалевского, в следующем - Чайковского. Зачастую сын сам выбирал пьесы, которые ему хотелось играть. И моя педагог говорила мне: «Я как-будто снова с тобой занимаюсь». И как-то не возникало у нас с сыном разговоров о том, что он хочет бросить музыкалку, может, потому, что я сразу поставила ему условие: «Раз пошёл, то будешь учиться до конца, бросить я тебе не позволю».

Так что мой сын прошёл через горнило музыкальной школы и вышел оттуда Человеком. Мы одинаково затосковали с ним по пианино, когда переехали в собственную квартиру, и пошли от отчаянья купили плюгавенький синтезатор. Мучаемся теперь, но играем, потому что пианино в наш коридор вообще не пройдёт. Я считаю, что детей обязательно надо учить музыке, этому вечному, как жизнь, беспощадному и бесконечно прекрасному, непостижимому искусству.

Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Поделитесь в комментариях, считаете ли вы необходимым учить детей музыке.