Такой вопрос всегда задают мне те, кто приходит «подправить по мелочи» голос. Как правило, это люди талантливые, с харизмой и уже получившие одобрение ближайшего окружения, но поющие интуитивно и в свободное от работы время, в основном по праздникам.
После преподавания в академических учебных учреждениях при встрече с состоявшимися самоучками я по привычке начинала с ними с азов постановки голоса и наталкивалась на непонимание, вроде «я же умею петь, зачем мне эта ваша азбука?»
Поэтому теперь, когда приходит поющий, но слегка недовольный собой любитель, я начинаю с простого задания – пропеть мелодию песни на гласную или просто закрытым ртом.
Песню, разумеется, берем из впетого репертуара. Почему "разумеется"? Ну, идем же от цели ученика – «подправить», так, слегка, по верхам пройтись. А в итоге всплывает огромный айсберг проблем: #дыхание, #зажимы, как мышечные, так и психологические, неумелое использование своего диапазона, пение как копирование, а не личное проживание песни, ну и прочее.
Причем, это проблемы, которые человек и сам чувствовал, слышал и даже осознавал, но задвигал их поглубже,- внешне-то все вроде как бы огонь!
Да, руки не доходят из-за недостатка времени. Все верно. И приоритеты в жизни – не профессиональная работа на сцене, ведь правда? Поэтому можно и потерпеть дискомфорт в гортани, и транспонировать высоковатый трек на два тона ниже, а то и вообще петь мужские песни (это я про девочек-певуний). Главное - #харизма, всеобщее внимание и аплодисменты. Если цель именно это – нет проблем! Вы успешный #исполнитель, и вот эти все опоры-резонаторы – чур вас!
Но если вы понимаете, что теряете половину своих природных ресурсов, не реализуетесь как артист (в высоком смысле слова) и врете сам себе, - это другое дело. Тогда просто преступление – не работать над собой, не осваивать вокальную технику пошагово, систематически и терпеливо.